Укр Рус

Действительно ли гаджеты негативно влияют на детей?

Действительно ли гаджеты негативно влияют на детей?

Школьники много времени проводят за телефонами и планшетами. Правда ли гаджеты негативно влияют на детей?

Об этом "Новая украинская школа" в подкасте "Дофамин для образования" пообщалась с нейрофизиологом, кандидатом биологических наук, соучредителем и руководителем образовательного и исследовательского направлений Beehiveor Виктором Комаренко.

- Начнем с главного - что нас мотивирует к деятельности так, чтобы эта мотивация оставалась долгое время? Ведь обучение - это всегда серьезно и надолго.

Любая наша деятельность требует мотивации, но это вопрос комплексный: должны понимать составляющие мотивации и взаимосвязи, которые дают ей возможность срабатывать.

- Хорошо, начнем с составляющих мотивации. Какие они есть и что нужно для того, чтобы она у учащихся не исчезала?

Есть три базовых условия, обеспечивающие качественную работу с информацией. Они соответствуют трем последовательным когнитивным этапам.

Первый этап - получение информации извне, как бы загрузки ее в мозг.

Второй - запоминание информации, внутренняя обработка, анализ.

И третий этап - самоконтроль, мотивация - то, что заставляет нас не отвлекаться на другие задачи и работать с той информацией, которая нам нужна в данный момент.

Подпишитесь на email рассылку!

Чтобы последовательно пройти все этапы, нужно обеспечить соответствующие условия деятельности мозга, то есть достаточный уровень его активации. Простыми словами, обеспечить мозгу состояние бодрости. Когда уровень активации мозга низкий, мы чувствуем себя сонливыми, мы неэффективны. Когда мы говорим о школьниках, то возникает вопрос, например, утренние занятия одинаково ли эффективны для всех.

У подростков, скажем, происходят такие страшные гормональные изменения, физиологические перестройки, часто их хронотип смещается в сторону "совиного". Они поздно ложатся спать, активность начинается только к ночи. И это нормальный физиологический процесс, ведь выделение мелатонина в таком возрасте происходит позже, и цикл "бодрость-сон" смещается на более поздние часы. Они приходят на первые уроки еще с недостаточно высоким уровнем серотонина, который обеспечивает бодрость. Во многих странах уже об этом говорят и предлагают сместить начало занятий для старшеклассников на более позднее время.

Есть еще субъективное ощущение перевозбуждения, в котором даже взрослые не могут адекватно работать с информацией. Например, учителя знают, что после физкультуры, дети определенное время нетрудоспособные на других уроках.

Поэтому организация обучения требует соответствующих знаний и когнитивных усилий тех, кто планируют уроки. Например, зимой на первый урок сонливыми приходят почти все - соответственно, первый урок физкультуры взбодрит учеников и повысит их работоспособность. А когда есть игровой урок перед математикой, ученики могут быть в перевозбуждении, учителю придется снижать уровень активности до умеренного. И здесь важно умение за счет очень простых вещей (например, фоновой музыки, дыхательных упражнений) контролировать общее состояние активности детей.

- Первую часть мы разобрали. Это активация мозга для того, чтобы ребенок мог учиться. Последующие?

Еще один инструмент, который может умеренно активировать мозг, - стресс. Он способен мобилизовать или, наоборот, демобилизовать ученика на уроке. Умеренные стрессы и являются теми правильными факторами, которые обеспечивают умеренную активацию. С точки зрения биологии, стресс - это реакция на любую новизну. Мы работаем с новизной, и эта работа называется обучением. Следовательно, обучение без стресса невозможно. Это означает, что учитель, который обеспечивает максимально комфортные условия для учеников, тормозит обучения. Во время урока надо моделировать состояние умеренного стресса.

Например, ошибка - это умеренный стрессовый фактор, который способствует обучению. Если мы говорим о степени новизны материала, это тоже стрессовый фактор, который можно контролировать - и отслеживать реакцию аудитории. Чем больше новизны, тем больше опасности видит мозг. Соответственно, учитель должен умеренно снизить степень новизны, чтобы не перевести в состояние комфорта, но и не довести до страха этой новизны от перевозбуждения.

- Есть ли признаки, по которым учитель может понять, что стресс уже непомерный для учеников?

От природы мы умеем распознавать психоэмоциональное состояние других людей через анализ их поведения. Поэтому учитель сразу видит, есть ли поведение учеников адекватное контексту уроку. Например, когда ребенок проявляет признаки нехватки концентрации, смотрит в разные стороны, занимается другими делами - это признак, что педагог переборщил с новизной, сложностью задачи. Тогда надо сделать паузу, снизить уровень активации и благодаря микровидпочинку сбалансировать процессы на уроке.

Итак, второй фактор успешного обучения - внимание. Оно невозможно, когда активация мозга недостаточная или высокая. Во-вторых, внимание помогает отфильтровывать важную информацию от неважной: то, что концентрирует на себе внимание, будет запоминаться.

Память - третий фактор, который обеспечивает обучение. И все они связаны: без активации невозможно внимание, без внимания не существует запоминания. Внимание бывает разное - непроизвольное, произвольное, поствнимание. Профессиональные учителя умеют работать с разным вниманием, активируя или мобилизуя поочередно или последовательно его типы.

Например, если мы говорим о непроизвольном внимание, она обеспечивает фокусировку на предмете, который контрастирует на фоне других. Невольно мы обратим на него внимание. Поэтому, если на уроке показывать новые предметы, демонстрировать в новый способ учебный материал, это включает непроизвольное внимание.

А дальше мы будем подавать материал так, чтобы запустился новый способ фокусировки - произвольное внимание. Его можно "зацепить" интересом. Ведь интерес приводит в действие дофаминовых систему в мозге, которая и обеспечивает мотивацию. То есть, интерес и является мотивационным инструментом для обучения.

Но произвольное внимание имеет ограничения. Она напрямую связано с самоконтролем, требует усилий, затраты ресурсов. Дети - непоседливые, еще не умеют себя контролировать долгое время. Поэтому учитель, наблюдая за классом, понимает, когда значительная часть учеников уже сфокусированы или к этому идет, и время снова "включать" непроизвольное внимание или делать микроперерву, чтобы мозг восстановил работоспособность и способность к произвольной концентрации.

Поэтому, когда учителя говорят, что стоит работать только с теми, кто хочет, - это от недостатка знаний и понимания, как работает мозг и усваивается информация, без учета возрастных изменений в поведении. Самоконтроль у детей невысок, и требовать от них осознанности как у взрослых - это вводить себя в заблуждение.

- Есть мнение, что ранее с самоконтролем было лучше, а нынешняя ситуация складывается из-за того, что очень много гаджетов и соблазнов, дети постоянно на них переключаются. Гаджеты здесь к чему или они ни на что не влияют?

Смоделируем ситуацию. Я - ученик и должен что-то изучить. Чтобы я создал модель поведения учиться, у меня должен быть, как минимум, информация о том, что я должен изучить, о трех уровнях обработки моего мозга для формирования мотивации.

Первый уровень мотивации связан с эмоциональной реакцией "хочу / не хочу, нравится / не нравится". Кто должен обеспечить этот базовый уровень мотивации? Тот, кто излагает материал ученику.

Второй этап связан с тем, что лобная (орбитофронтальная) кора мозга анализирует вознаграждение, которое я получу. "Интересно / не интересно" - это тоже вознаграждение, потому что иметь интересную информацию - это приятный бонус для мозга. Ведь обучение - это естественное состояние организма: в дикой природе лучше выживает тот, кто умеет или научился быстрее выявлять признаки опасности. Соответственно, мозг всегда изучает что-то новое для того, чтобы выжить. Природа дала нам возможность учиться, и ее надо правильно использовать.

Еще один уровень мотивации - "зачем мне это нужно?". Система образования часто показывает ценности знаний, которые мы приобретаем. Те ценности, которые и формирует орбитофронтальная кора. Здесь очень полезное объединение предметов, а не раздельное преподавание, как это было раньше. Тогда дети получают комплексные знания, не оторваные и абстрактные, а такие, которые объясняют, что нас окружает.

Третий этап - самый главный, и это самое слабое место. Это участок мозга, который управляет самоконтролем. Он определяет цель, к которой я иду, отфильтровывает мгновенные незапланированные искушения и формирует четкую стратегию поведения, которая движет нас к цели и не позволяет отвлекаться на побочные раздражители.

Так как эти три «этажа» мотивации держать в тонусе на протяжении длительного времени, например, учебного года? Когда мы начинаем новое дело, то очень мотивированы и контролируем свое поведение, потому что понимаем, какую ценность получим через определенное время. Но рано или поздно этого ресурса самоконтроля не будет хватать, возрастут риски отвлечься.

Чтобы обеспечить мотивацию к завершению дела, укрепить самоконтроль, нужны промежуточные победы и промежуточные вознаграждения. Любую большую учебную тему логично разбивать на этапы, от самых простых до сложных, чтобы контролировать новизну. Тогда ученик, имея достаточную мотивацию пройти первый этап, получает даже минимальный положительный результат, активируется его система вознаграждения и мотивирует сделать следующий шаг.

- То есть это часть ответа на вопрос, почему так мало людей завершают онлайн-курсы (где 5-10%)?

Есть мнение, что к обучению мотивирует платность или бесплатность курсов. Ничего подобного. Платность совсем не мотивирует. Это доказано и наблюдениями, и исследованиями, а также опытом людей.

Демотивирует недостаток обратной связи, который является одним из действенных инструментов мотивации. Если я вижу результат - хочу дальше продолжать. А если нет, то мозг воспринимает это как ошибку. Дофаминовая система - это система обучения. Она умеет распознавать ошибку и активирует когнитивные процессы невольно, чтобы на фоне мобилизованных когнитивных ресурсов увидеть, что я сделал неправильно там, где якобы ожидал вознаграждение. Так идентифицируется ошибка и дальше уже не повторяется.

Если вы оплатили курс, то это сработает в первый месяц. А дальше эту глубину потери ресурсов мозг нивелирует.

- Это общие принципы, или в онлайне есть особенность все-таки?

В онлайне есть огромная особенность - это отсутствие физического взаимодействия. Это означает отсутствие мгновенной помощи, правильного планирования обучения прямо здесь и сейчас, когда учитель видит "устал / не устал", "понял / не понял". В конце концов, нет контроля.

Все боятся контроля, но он может как демотивировать, так и мотивировать. Умеренный контроль - это мотивирующий фактор: любой студент или ученик знает, что если учитель доступно на уроке, то надо работать, мобилизоваться. В онлайне есть только один фидбэк - задачи, которые кто-то выполнил. Но мы не знаем, как он это делал, как долго и или он это делал. Не зря в основном учителя в Украине уверены, что ученики мошенничают. У нас нет системы проктеринга, то есть контроля за дистанционной добродетелью учеников или студентов, потому что это требует технологических решений и средств.

Единственный способ, который позволяет проконтролировать здесь знания, - онлайн-тесты. Но они и любое другое тестирование для оценки результатов позволяет мне, невежде, пройти тест из 60% успеваемостью. У меня в лаборатории специально брали рандомно англоязычные тесты, и я наугад кликал на ответы. Мы получали от удовлетворительных до высоких оценок, просто угадывая, даже не читая вопросы.

Подпишитесь на email рассылку!

Соответственно, тесты как форма оценивания знаний имеют право на жизнь. Однако стоит помнить, что оценка результатов не показывает реальных знаний ученика или студента. Совсем другая история - формирующее оценивание. Это история, когда я как преподаватель оцениваю не только успехи, но и работоспособность, то, как изменился ученик тех пор, как пришел на первый урок, какие умения имеет сейчас. Я вижу его индивидуальную траекторию обучения.

Уже есть технологии, которые позволяют оценить индивидуальную траекторию. Например, в нейрофизиологии есть ныне популярный инструмент - айтрекинг, когда специалисты могут отследить фокус внимания респондента. По тому, как дети концентрируются на элементах материалов, которые им показывают, можно составить прогноз, какую они получат оценку на экзамене. Эти технологии позволяют переноситься в онлайн, камеру можно превратить в айтрекинг, и учитель получит информацию, как ребенок работал с материалом индивидуально или в группе.

- Как оторвать детей от легкодоступного дофаминового подкрепления, которое есть в интернете через гаджеты, понимая, что они - инструмент, а не зло?

Прежде всего, гаджеты - это действительно не абсолютное зло. Исследования последних лет показали, что, например, негативные изменения психоэмоционального состояния у детей, которые даже более 6 часов в сутки сидят в гаджетах, почти незаметны. В то же время 2-4 часа в девайсах имеют даже положительное влияние. Почему?

Прежде всего, нет связи между ощущениями субдепрессии и длительным пребыванием детей в гаджетах. Второе - это социальные контакты. В нынешних условиях, особенно полных локдаунов, когда не работают социальные связи, потому что их нет физически, оказывается, что современные программы и доступ в интернет, обеспечивают открытый формат общения. Более того, доказано, что офлайн-связи учеников в классе являются лучшими, когда они их поддерживают онлайн.

И социальные сети на самом деле могут формировать лучшие коммуникационные связи. Другое дело, что они имеют и оборотную сторону - награда в виде лайков. Это опасность, потому что у детей не формируется правильное понимание, как работать с дофаминовой системой, которая должна побудить научиться правильно балансировать между усилиями и вознаграждением: чем больше усилий ты приложил, тем больше вознаграждение. И это тот инструмент, который направляет нас в правильном направлении. А если мы усилия не тратим, то создается иллюзия, что прилагать усилия не требуется.

И игры бывают разные. Есть коллективные онлайн-игры, которые обеспечивают коммуникацию, и это хорошо. Более того - компьютерные игры используют для реабилитации дисфункций нервной системы и психических состояний. Есть игры, которые тренируют память и внимание, развивают когнитивные функции. Например, те же «стрелялки» развивают скорость реакции, концентрацию внимания, повышают ресурсы кратковременной памяти.

Компьютерные игры позволяют переключаться между режимом обработки информации, который мы называем сфокусированным, и переходить в режим активации дефолтных сетей мозга. Сфокусированый режим - это довольно ограниченный энергозатратный режим работы над информацией, цель которого - разобраться в деталях сложного или нового задания. Но в этом режиме наш мозг не может оценить все составляющие и сравнить, ему не хватает информации.

А вот дефолтные сети имеют прямой доступ ко всем нашим памяти, опыта, знаний и начинают генерировать новую информацию с уже знакомой. Так у нас рождаются новые идеи, решение проблем и тому подобное. Игра - один из инструментов переключения различных режимов обработки информации, ее следует использовать.

Если мы обеспечим детям условия делать самостоятельные решения, это даст им возможность активировать дофаминовых систему приобретать своего опыта. Если они что-то сделали и получили положительный результат - то запомнят это и будут повторять это действие. Только они сделали что-то, где ожидали положительный результат, а получили ошибку, будут анализировать и искать другую стратегию.

Так мы даем детям возможность формировать жизненный опыт (точнее, мы формируем их жизненный опыт), обучаем принимать решения самостоятельно. Это важно, потому что когда я имею свой опыт, то могу делать на его основании решения. Тогда мне легче работать с новизной, она мне уже не страшна, уровень моей тревожности умеренный, ситуация под контролем.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача