Укр Рус

"Буквально от каждого нашего слова зависит будущее сотен учеников" – учитель геометрии

Буквально от каждого нашего слова зависит будущее сотен учеников – учитель геометрии

Фото: Русановский лицей

Как преподавать детям интересно и от всей души?

Об этом рассказывает преподаватель геометрии Русановского лицея Григорий Филипповский для "Новой украинской школы".

Григорий Филипповский – автор нескольких сборников математических задач. В свое время окончил Николаевский судостроительный институт и несколько лет работал в этой сфере, но свое призвание нашел в учительстве.

Его методики, авторские задачи и подходы известны вне школ, в которых он преподавал, а нынешние выпускники и ученики называют его одним из лучших педагогов математики. И хотя преподает он преимущественно в специализированных физико-математических заведениях, средней и старшей школе, его разработки интересной математики можно использовать на уроках, начиная с 3 класса.

"РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ МОЖНО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ТЫ САМ УВЛЕКАЕШЬСЯ ПРЕДМЕТОМ"

Подпишитесь на email рассылку!

У каждого преподавателя есть свои секреты, определяющие методику преподавания и совершенно не похожие на стиль других учителей. Более того, если мы начнем следовать чьим-то методам, это вовсе не означает, что получим тот же результат восторга и увлечения учащихся.

Я всегда стараюсь через геометрию показать детям связь времен и поколений. Когда рассказываю о том, как нынешняя олимпиадная задача связана с геометрией Архимеда, поверьте, это вызывает большой восторг. Но ведь не только у учеников, но и у меня самого. И именно это, на мой взгляд, передается детям.

Так что работать с детьми можно только в том случае, когда ты сам увлекаешься теми знаниями, которые пытаешься преподавать.

Нельзя раз составить конспекты уроков, а дальше год за годом "отчитывать" предмет по ним, ведь так учитель теряет связь с учениками, которых он учит сегодня.

Вот, например, я рассказываю теорему Лейбница уже в сотый раз, если не больше. Но ведь мои нынешние ученики слышат о ней впервые, поэтому я должен рассказать, как впервые. Если дети увидят или почувствуют, что мне скучно, то и будут воспринимать эти знания как неинтересные.

Поэтому, готовясь к уроку, каждый раз стараюсь найти новые грани в теме (и, кстати, когда ты любишь свой предмет, это всегда удается), добавить новые краски и акценты, детали и примеры, задачи и советы к решению.

Важно быть в постоянном поиске – изучать новые задачи и методики, экспериментировать по их использованию на уроках. Учителю нужно быть в курсе, чем живут его ученики, что модно и запрашиваемо у поколения, которое вы учите. С другой стороны, знать, чем живет современная математика, которая сегодня пользуется спросом на математических турнирах и олимпиадах.

Профессия учителя опасна тем, что дети никогда не скажут нам, что мы ошиблись, слабо или неинтересно провели урок, что не были на высоте. Мы сами должны быть для себя очень строгими и придирчивыми судьями, ведь наши ошибки, усталость или недостаточно качественная работа на уроке не видны на первый взгляд. Но буквально от каждого нашего слова зависит будущее сотен наших учащихся.

Дети наблюдают за нами даже тогда, когда мы этого не видим. Они отслеживают, не расходятся ли наши слова с действиями, говорим ли мы им правду. И если учитель живет тем, что преподает, говорит то, что чувствует, действует сам так, как учит – дети будут его слышать, тянуться и следовать за ним.

“РЕБЕНОК КАК ЛИЧНОСТЬ РОЖДАЕТСЯ ОТ УДИВЛЕНИЯ”

Для меня качественно проведённый урок – такой, после которого я испытываю удовольствие: и собой, и детьми.

Конечно, я тщательно планирую структуру занятия. Но бывает, что ребенок предлагает совершенно новую идею решения задачи, которую я даже не принимал во внимание, или задает вопрос, ведущий весь класс, и меня в том числе, к интересным исследованиям. И даже если мы одновременно отступаем от темы, которую я запланировал, не считаю это время потерянным: тему мы обязательно наверстаем, а дети получили удовольствие, и у них проснулся азарт к изучению предмета в целом.

Я считаю, что ребенок рождается как личность от удивления, в тот момент, когда на ум ему приходит: “Кто бы мог подумать! Не знал, что это возможно!”.

Считаю, что жизнь подсказывает, как лучше провести урок. Главное – чтобы мне самому было интересно. Конечно, учитель может это любопытство и сыграть, но если он действительно увлечен, то этот интерес передается детям.

Часто после олимпиад, слишком международных, я предлагаю ученикам 9–10 классов приступить к решению задач, которые меня там захватили. Причем они могут быть сложнее или нуждаться в знаниях тем, которые мы еще не изучали. Но начинается обсуждение, выдвигаются предложения, рождаются идеи.

А заодно обсуждаются темы и навыки, которые уже получили ученики, дети начинают видеть взаимосвязи, что из чего следует и почему эти идеи объединены в предлагаемой задаче. Такие исследования мотивируют их к саморазвитию, с одной стороны, а с другой – порождают азарт в изучении новых тем и решении усложненных задач.

Еще часто провожу так называемые "5 минут изобретательности", которые могут быть и не связаны с темой урока. Я предлагаю интересную задачу, которая имеет нестандартный подход к решению. Если дети не могут быстро найти ответ, я показываю, как это сделать. Основная задача таких пятиминуток – отвлечься от основной темы урока, но одновременно отдохнуть с пользой, заставить мозг работать в необычном направлении.

А когда случается, что они предлагают решение таких задач, я не скуплюсь на похвалу.

Если ребенок меня поразил уровнем знаний, пониманием и даже желанием понимать, я считаю нужным проговорить это вслух. Очень люблю хвалить детей, ведь всегда есть за что: решил сложную задачу, нашел интересное решение, которое даже я не видел, задал интересный вопрос, самостоятельно разобрался с темой. Могу поставить несколько высоких оценок на урок одному ученику.

В классе обычно есть 4–5 детей, чей уровень подготовки немного выше, чем у других. Но ведь увлечь предметом нужно весь класс. Поэтому у меня на доске всегда записано несколько задач повышенного уровня сложности. Пока мы работаем с остальным классом над основной темой, те, кто схватили все на лету и уже разобрались с основными задачами, могут самостоятельно решать усложненные задачи и получить дополнительную оценку.

Обычно мы работаем по спаренной системе уроков. Когда на второй урок запланирована самостоятельная, на первом часто предлагаю решить несколько задач, по которым можно получить дополнительные баллы к будущей самостоятельной. У учащихся появляются азарт и активное вовлечение в работу на уроке.

"НЕ ПРОВЕРЯЮ ТЕТРАДЕЙ И НЕ ПРОВОЖУ ДЛИТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ"

Стараюсь не планировать контрольные и самостоятельные целый урок, мне жаль на это времени. Думаю, каждый учитель знает возможности своих учеников, поэтому для контроля достаточно 5–7, максимум 20 минут, буквально несколько задач, а остальное время стоит посвятить интересному и полезному новому.

Хотя раз в четверть я все-таки провожу более длительную контрольную, поскольку в реалиях ГИА и ВНО учащиеся будут писать именно такую ​​работу и должны быть к ней готовы, в том числе и психологически.

А вот ругать за невыполненную задачу совсем не люблю, часто фразы ты меня расстроил бывает достаточно. У лицея есть несколько учителей математики (алгебры и геометрии), у каждого из них свой подход к соблюдению дисциплины. И это действительно неплохо: ученики не должны привыкать к одной манере преподавания, это опасно, ведь детям нужно иметь опыт коммуникации разного типа. А когда есть противоположные примеры – где-то нужно генерировать идеи, а где-то тщательно расписать решение на 2–3 страницы – это учит их работать в разных форматах.

Кстати, я никогда не проверяю домашние задания в тетрадях. А не на каждом уроке провожу пятиминутную самостоятельную "На не 2" (так она называется). Предлагаю для самостоятельного решения задачу, очень похожую и заданную домой. Кто справился с заданием, двойку не получает.

Ведение тетрадей также не контролирую. Еще в 7 классе предупреждаю новых учащихся, что они ведут тетради исключительно для себя. Объясняю, что если они будут относиться к этому тщательно, то когда я буду задавать, например, задачу на повторение, они смогут поднять старые конспекты и найти решение через несколько минут. Или искать в учебниках, интернете, тратить лишнее время. Дети быстро убеждаются в том, что мое предложение полезно.

Подпишитесь на email рассылку!

Кстати, по поводу домашних задач. Считаю, что даже если ученик посмотрел порядок решения в интернете, то будет из этого выгода – разобрался, пропустил через себя, понял. Конечно, в случае, когда до этого усердно пытался бороться с задачей самостоятельно. Побуждаю, чтобы обсуждали задачи с одноклассниками, объясняли друг другу. Это помогает не только с геометрией, но и с коммуникациями в классе.

Очень важно для учителя быть неожиданным, предлагать детям задачи, формы работы так, чтобы они не могли предусмотреть ожидаемое им заранее. Я говорю ученикам, что немногие из них на всю жизнь запомнят теоремы по геометрии или будут ими сознательно пользоваться во взрослой жизни. Но эта неожиданность формирует в них устойчивость к стрессам, учит быстро ориентироваться и собираться с силами и мыслями, не пассовать перед трудностями.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type