Укр Рус

Аттестация учителей должна исчезнуть из украинского образования - Игорь Ликарчук

Аттестация учителей должна исчезнуть из украинского образования - Игорь Ликарчук

Можно ли силой заставить есть борщ?

Очевидно, что можно. Но это будет вопиющее нарушение прав ЧЕЛОВЕКА. Можно ли заставить учителя силой «повышать» свою квалификацию? Очевидно, что можно. Но это почему-то не считается нарушение прав учителя, как ЧЕЛОВЕКА. Или учитель - не ЧЕЛОВЕК?

Нет никаких сомнений в том, что учитель должен постоянно совершенствоваться как специалист. Нельзя всю жизнь оставаться с теми знаниями, которые были полученные во время обучения в высшем учебном заведении, или с профессиональными навыками, сформированными в первые годы работы ...

Но, по меньшей мере, есть два пути профессионального совершенствования. Это - самосовершенствование профессионального мастерства и «повышение квалификации» по принуждению.

Для того, чтобы учитель ХОТЕЛ постоянно совершенствовать свое мастерство должна работать система стимулирования такого хотения: надлежащая зарплата, справедливое оценивание его труда, система материального поощрения, забота об имидже учительского труда и др. Или все это есть в нашей системе образования? НЕТ! Более того, никогда и не было. Потому сформировать такую ​​систему стимулов для государства - очень дорого.

И государство пошло другим путем. Оно пошла по пути принуждения, создав «систему повышения квалификации учителей», обязательными составляющими которой стали два «столпа».

Первый - обязательное периодическое прохождение всеми учителями т.н. «Обучение» в специально созданных для того учебных заведениях.

И второй - аттестация. Только после аттестации можно было говорить о каком-либо повышении зарплаты, а аттестацию нельзя было пройти, не отбыв «курсы повышения квалификации».

Если углубляться в нашу образовательную историю, то курсы «повышения» начали расцветать еще с тридцатых годов прошлого века и дожили до наших дней. Что и понятно: с того и до недавнего времени отсутствие у учителей доступа к информации объясняло целесообразность существования такой формы вроде «усовершенствования» профессионального мастерства. Аттестация также впервые появилась в 1932 году, как форма принуждения к обучению огромного количества безграмотных и малообразованных «педагогов», которые заполонили школы страны в период ликвидации безграмотности.

Имею в своем архиве копии документов, которые свидетельствуют, что при такой аттестации директор одной киивськои школы, в прошлом - чекист, в диктанте сделал 80 ошибок. Была в тогдашней аттестации еще одна цель - вычистить из педагогических коллективов т.н. «контрреволюционеров» и «врагов народа». Во многих случаях такими определялись 70-80% педагогов той или иной школы ...

Как только период полностью неграмотных учителей и поиск среди них «врагов» закончился, об аттестации несколько подзабыли. Но решили ее возродить в 1974 году. Потому что именно в то время возникла острая необходимость идеологической шлифовки учителей. И, если кто помнит, то тогда для прохождения аттестации, прежде всего, нужно было показать аттестационной комиссии план самообразования, который обязательно предусматривал конспектирования трудов Маркса-Энгельса-Ленина, решений компартии ... Сам такие глупости писал ...

Но с 1974 года, несмотря на провозглашение Независимости, принятие двух украинских законов об образовании, эта аттестация продолжает существовать. В ее основе лежит три «кита».

Первый - нужно посетить у учителя энное количество уроков, чтобы сделать вывод о его работе. Даром, что эти уроки на самом деле могут быть и, как правило, являются настоящей показухой, но без их анализа и выводов - аттестации не будет.

Второй «кит» - это бумаги. Разработки, сценарии, планы, статьи ... В файлик или в папочках с завязками. Но без них также аттестации не будет.

Третий «кит» - курсы повышения квалификации. «Повысилась» она или осталась не «повышенной» после тех курсов - не важно. Главное - документ о таком «повышении». Тогда будет и аттестация и, возможно, повышение зарплаты.

Написал об этом и вонь формализма даже дух захватывает ... А как иначе можно оценить этот акт, если за все годы аттестации, по ее результатам в УССР, а затем и в Украине, такими, которые не прошли аттестацию были признаны лишь 23 (!) учителя. Это данные по состоянию на 2010 год ...

Будучи членом первых экспертных групп, которые работали над первыми вариантами проекта закона, я категорически настаивал на том, чтобы эта аттестация навеки исчезла из украинского образования, но моя позиция принята не была.

Что имеем сейчас? А имеем то, что имели. С существенным ухудшением. Ибо (хотя это радует) учителю не обязательно ехать на дв-четыре недели к «родному» институту усовершенствования, а нужно собрать сертификаты о прохождении «повышения» в объеме 150 часов. А потом педсовет должен решить - засчитать их или не засчитать. Тот, кто принимал такое решение, очевидно считает, что среди членов педсовета имеются универсальные специалисты, которые знают цену всем курсам, вебинары, студиям ...

Неужели это не формализм в высшем его проявлении? И рынок не замедлил сказаться. Он сегодня заполнен предложениями «повышать» свой уровень: за деньги и без них. Самое дорогое предложение, которое я встречал - 670 гривен, самое дешевое - 65. Между прочим, чем большее количество «пройденных часов», тем дороже сертификат. Во многих случаях его может получить и не тот, кто «повышается». И для некоторых это также стало своеобразным бизнесом. То есть, чтобы пройти аттестацию сегодня к этим всем трем «китам» можно добавить еще один - деньги. Хотя этот «кит» немного присутствует всегда, но сейчас он стал почти официальным.

Есть ли выход из этой ситуации. Конечно, есть. Нужно отказаться от аттестации и принуждения в «повышении» квалификации. Зато, нужно создать условия, при которых учитель хотел бы сам постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. ЧТО для этого нужно я написал выше.

А вместо аттестации нужна система сертификации учителей, как процедура их допуска к педагогической деятельности. Такой, какой она является в большинстве стран мира. Для выпускников высших учебных заведений, которые впервые приходят в школу, сертификация дает право начинать педагогическую деятельность. Для работающих учителей,  - продолжать ее. В основе сертификации для вторых - результаты предыдущей работы учителя, определение уровня его знаний, умений и навыков...

Но прошу не путать с той сертификацией учителей начальных классов, которая проводится сейчас. Потому что из гибрида горбатого «Запорожца» с «Лексусом» ничего приличного не будет. Только люди смеяться будут. Или «Лексус» или «Запорожец». Между прочим, для тех лет и для того потребителя «Запорожец» был еще и неплохой машиной. Но сейчас другие времена, и люди другие. И «повышение» квалификации из-под палки, это как секс по телефону. Процесс, вроде бы есть, а результатов нет. Разве что извращенцы от того кайфуют ...

Игорь Ликарчук

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:

Вiдгуки

Василь Сінянський Василь Сінянський
23.01.2021
Підписуюсь під кожним словом!
Відповісти


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type