Укр Рус

Алгоритм действий для учителя при подозрении буллинга

Алгоритм действий для учителя при подозрении буллинга

От учителей поступают запросы, как правильно реагировать на случаи травли в учебных заведениях.

Поэтому Анна Овдиенко и Наталья Зарицкая, специалистки отдела психолого-методической поддержки Службы образовательного омбудсмена, предложили алгоритм действий. Издание "Новая украинская школа" публикует порядок действий с объяснениями.

Алгоритм разработан в соответствии с приказом МОН от 28.12.2019 №1646 и рекомендаций, подготовленных при участии образовательного омбудсмена.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Шаг 1. Необходимо сообщить директору школы о случае буллинга или подозрение к нему. Это могут сделать все участники образовательного процесса: ученики, родители и педагоги.

Сообщение должны приниматься устно или письменно, лично или по электронной почте.

"Почему это важно проговорить для учителей? Потому что часто мы склонны меньше уделять внимания именно устным сообщением или сообщением в групповом чате. Однако все эти сообщения от родителей и учащихся необходимо считать именно заявлением о буллинге", - отмечает Анна Овдиенко.

Однако она советует обращаться письменно и говорить об этом родителям и ученикам.

"В таком случае есть четкое заявление - задокументированное, с датой, с регистрационным номером. В случае, если что-то будет сделано неправильно или действя не будут приняты, письменное заявление будет доказательством для обращения в другие инстанции".

Шаг 2. Директор в течение первых суток от получения уведомления должен обязательно сообщить о случае:

  • полиции;
  • родителям учеников-участников буллинга;
  • службе по делам детей для того, чтобы выяснить причины случае буллинга и устранить их, а также для социальной защиты детей, ставших сторонами буллинга;
  • дополнительно - центру социальной службы для семьи и молодежи. Этот центр должен оценить потребности сторон буллинга, определить методы социальной работы, определить и затем предоставить социальные услуги, обеспечить психологическую поддержку.

Важно: Если произошел случай, из-за которого ребенок нуждается в медицинской помощи, то директор обязательно должен вызвать скорую.

Шаг 3. Директор должен созвать заседание комиссии по рассмотрению случая буллинга в течение 3-х рабочих дней со дня получения заявления или сообщения.

Комиссия может рассматривать заявление не более 10 рабочих дней со дня получения заявления или сообщения руководителем учебного заведения.

КОМИССИЯ И ЗАСЕДАНИЕ

Комиссия должна быть утверждена в начале учебного года. Постоянный состав:

  • голова (обычно это директор);
  • педагогические работники;
  • практический психолог;
  • социальный педагог;
  • представитель службы по делам детей;
  • представитель центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Вариативный состав комиссии: родители, стороны буллинга и другие представители субъектов реагирования (органы местного самоуправления, основатель учебного заведения или уполномоченный им орган и территориальные органы национальной полиции).

Как проходит заседание комиссии:

1. Секретарь должен сообщить всем членам, заявителю и другим заинтересованным лицам о повестке дня заседания, дату, время и место проведения, предоставить или отправить необходимые материалы. Это все должно происходить не позднее 18 часов за день до заседания комиссии. То есть, если заседание запланировано на вторник, то не позднее, чем в 18 часов понедельника должны быть проинформированы все члены комиссии.

2. Чтобы заседание считалось правомерным, должны быть ⅔ ее членов. Решение комиссия принимает большинством голосов через открытое голосование. В случае, если голоса разделились пополам, последним голосом является голос директора, так как он является председателем комиссии.

3. В ходе заседания секретарь комиссии ведет протокол. Есть форма этого протокола, согласно приложению к приказу

Скачать форму протокола.

4. В протоколе отмечается, какие решения принимает комиссия, определены потребности сторон буллинга в социальных и психолого-педагогических услугах, перечислено их. А также - какие должны быть приняты другие меры по устранению причин буллинга, рекомендации для педагогических работников, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего лица.

5. Руководитель учебного заведения приказом должен оформить протокол заседания комиссии.

Деятельность комиссии не заканчивается на том, чтобы определить, что делать. После принятых мер она дальше должна собираться на запланированные заседания и мониторить эффективность мер воспитательного воздействия, определять, надо ли их корректировать.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ

Ситуация 1

"В течение 5 лет мою дочь и других детей класса терроризируют несколько одноклассников. Родители неоднократно проводили собрания, на которых писали заявления директору с просьбой разобраться. Директор заявления принимала, а помощи никакой. У нас все хорошо, говорила она. Только за этот год дочь получила два синяка на лице и неоднократно слышала угрозы".

Что было правильно: В соответствии с алгоритмом, правильно было то, что родители обратились к директору, что было написано заявление. Учебное заведение правильно сделало, что ее зарегистрировало.

Что было неправильно: никаких действий дальше не употреблялось.

Анна Овдиенко добавляет: "Часто говорят, что это была игра, одноразовая ситуация, конфликт, и он уже улажен.

Из этого обращения мы видим, что говорится о нескольких случаях нанесения вреда, травли. То есть, есть систематичность. Систематичность - важный признак буллинга, которая отличает буллинг от одноразового конфликта ".

Ситуация 2

Человек обратился с жалобой на правительственную горячую линию по номеру 1545 о буллинге и моббинге в заведении: "Обещали в течение 5 дней создать комиссию для проверки. Не прекращается систематическая травля. Начались проверки педагогов, которые поддерживают жертву".

Что было неправильно:

1. Комиссию обещали создать в течение 5 дней, хотя она должна быть уже создана. Когда происходит буллинг, комиссия созывается, а не создается.

2. Комиссия должна быть созвана не в течение 5-ти, а в течение 3-х рабочих дней.

Ситуация 3

"На уроке ученик А ударил ученика Б, вследствие чего ученик Б получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. После этого ученик Б пытался обратиться за помощью к директору, но она к ребенку не вышла. Затем ученик Б поднимался по лестнице, где произошла вторая схватка. Ученик Б самостоятельно обратился в медицинской сестре, которая позвонила родителям из-за того, что обнаружила симптомы сотрясения.

Родители не могли забрать ученика и попросили вызвать скорую помощь. Директор запрещала вызвать скорую. После заявления родителей о буллинге было созвано комиссию по рассмотрению случаев буллинга. По результатам заседания, был составлен акт о несчастном случае, где отрицали факты совершения насилия. Ученик А во время работы комиссии и после рассмотрения продолжал угрожать ученику Б и его сестре".

Что было неправильно:

1. Директор не имела права не реагировать. Ученик может обратиться даже устно. Она должна была принять заявление и вызвать скорую помощь.

2. Учительница была свидетелем. Она должна была вмешаться и затем сообщить о происшествии.

3. "Мы не можем это признать буллингом или несчастным случаем. Комиссия не является судом. Школьная комиссия должна уладить ситуацию, разработать рекомендации. Все это называется буллингом, однако законодательно термин "буллинг" и административную ответственность определяет только суд ", - говорит Анна Овдиенко.

Полномочия школьной комиссии - это узнать причины ситуации, определить, что делать, мониторить эффективность предпринимаемых действий.

ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ

1. Оценочное отношение к булеру, жертве и свидетелям.

"С одной стороны, оценки упрощают нашу жизнь. Но с другой - создают фильтр, через который мы смотрим на ситуацию. В рассмотрении буллинга такой фильтр становится препятствием для того, чтобы объективно воспринимать информацию.

Это увеличивает вероятность того, что будут пропущены какие-то детали. Или же можно своим поведением углубить ситуацию. Если булеру сразу выразить неодобрение поведением, попробовать его наказать, назвать булером и давить на него, вероятно, этот ярлык будет на ребенке и он дальше будет продолжать так действовать. Лучше действовать безоценочно и ставить уточняющие вопросы, чтобы ученики сами оценивали свое поведение", - объясняет Анна Овдиенко.

2. Искушение вершить правосудие

"Это о том, что педагогические работники выходят из более властной позиции к ученикам. Однако вы не судья, чтобы четко сказать: ты - ты прав, ты - виноват, тебя наказать, тебя поощрить. Ваша задача - не дать оценку, а создать безопасную платформу для выражения, чтобы ученики могли сами оценить свое поведение", - говорит Анна.

3. Особое (положительное) отношение к любой из сторон.

Текст публикации издания "Новая украинская школа" подготовлено в рамках проекта USAID_ВзаемоДия, цель которого - доброчесное украинское общество с нулевой толерантностью к коррупции. В частности, проект разработал антикоррупционные инструменты для уроков.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type