Укр Рус

Агрессия и конфликты в школе: что делать учителю - Юлия Бровинская

Агрессия и конфликты в школе: что делать учителю - Юлия Бровинская

Команда проекта «Прошколу» провела социологическое исследование и опросила более 2500 учителей. Оказалось, что аж 96% учителей нуждаются в юридической поддержки. И только 61% из опрошенных знают свои права в совершенстве. Еженедельно команда проекта «Прошколу» получают около 60 запросов от украинских учителей с просьбой помочь в решении конфликтных ситуаций. Также нередки и такие вопросы: как наладить общение с родителями? Как примирить между собой учеников и их родителей? Как предотвращать и разрешать конфликты в школе? Ответы на эти вопросы ищите дальше в материале.

Почему вообще возникают конфликты?

Невнимательное восприятие. Очень часто мы трактуем действия других людей, ориентируясь только на собственный опыт. Ловили ли вы себя когда-то на том, что невнимательно слушаете других? Как раз из-за невнимательности люди склонны часто неправильно трактовать детали и заочно ставить штампы «он плохой учитель» или «бестолковая мать». Нужно учитывать, что каждый человек имеет свой характер, и нам всем следует учиться слышать друг друга.

Неготовность к общению. Часто при общении родителей и учителей одна из сторон, или же обе сразу, не готовы слушать друг друга. Например, учитель раздражен и недоволен, что ребенок сорвал занятия, или родители считают, что их ребенка оценивают субъективно. Попробуйте понять причины своей неготовности разговаривать на тему и причины родителей. Возможно, стоит взять время для того, чтобы успокоиться, и уже потом попытаться обсудить тему.

Страх перемен и предвзятые выводы. Бывают случаи, когда для родителей их ребенок самый лучший, самый вежливый и умная, несмотря ни на что. Из-за этого родители учеников могут слишком эмоционально реагировать на любые замечания относительно их ребенка. Или же посмотрим на противоположную ситуацию, когда учителю может не нравиться, что его работу критикуют. Предвзятость и неприятие касаются людей, которые не склонны к восприятию критики. Всегда старайтесь понять, почему человек имеет к вам претензии и как вы вместе можете решить ситуацию.

Как избежать конфликта между учителем и родителями?

Научитесь слушать. Для предотвращения или мирного разрешения конфликта важно внимательно выслушать то, что хочет донести до вас другой человек. Всестороннее понимание ситуации позволит предотвратить чрезмерным эмоциональным реакциям. К тому же, не стоит говорить человеку, который проявляет агрессию, то вроде «Вы горячитесь, на самом деле никакой проблемы нет» Лучше сказать: «Теперь мне лучше видно, как вы воспринимаете то, что произошло. Давайте вместе подумаем, как можно решить сложившуюся ситуацию ».

Будьте взвешенными. Если у родителей или у учителей появилась причина для недовольства, не стоит сразу бросаться обвинениями или требовать сделать именно так, как хотите вы. Нужно немного остыть и спокойно обсудить сложившуюся ситуацию. Как отмечалось выше, часто причиной конфликтов является недоразумение, особенно, когда сильные эмоции не дают увидеть суть спора.

Будьте партнерами. Самое главное, о чем родители и учителя должны помнить - это одинаковая цель: воспитание, обучение и защита детей. Не допускайте системного замалчивания проблем в школе как со стороны учителей, так и со стороны родителей. В большинстве случаев любой ярко выраженный конфликт в школе является признаком того, что между его участниками уже давно осложнены отношения. К примеру, Эстония известна своим инновационным подходом то урегулирования конфликтов. В стране успешно действует финская антибуллинговая программа KIVA - инструкция и план действий, которые предупреждают и останавливают конфликты. Все учителя знакомятся с правилами, как действовать и вести себя в случаях драк, столкновений, травли. Именно поэтому в школах Эстонии, особенно в Таллинне, почти не бывает конфликтов, ведь одна из базовых основ образования - педагогика партнерства.

Как учителю работать с имеющимися конфликтами в классе?

Будьте дипломатом-посредником между родителями. Если в классе конфликтуют родители учеников - станьте человеком, который поможет решить проблему. Поговорите отдельно с родителями, выслушайте их позицию. Попробуйте понять, чего на самом деле они хотят, помогите им найти решение сначала порознь, и только потом родителей можно собрать вместе для беседы. Помните, что разговор должен быть сдержанной, избегайте оскорбительных высказываний. Родители ребенка, что проявляет агрессию, и так в сложном положении, избыточное давление может заставить их защищаться, а не найти решение. Сначала надо их внимательно выслушать: возможно, у семьи возникли серьезные проблемы, и им нужна помощь. В одном случае учитель не должен допускать, чтобы одни родители ругали других. Преподаватель должен обладать компетенцией дипломата-посредника, а родители должны понять, что их объединяет общая цель - безопасность их детей. Если ситуация с агрессором зашла слишком далеко, есть смысл поговорить с родителями этого ребенка о возможности перевода в другое учебное заведение.

Используйте метод «расстановки сил». Учитель может предупредить появление конфликтов. Он должен хорошо знать, есть ли в классе дети, с которыми сверстники не хотят общаться, игнорируют. Есть ли в коллективе проявления буллинг отношении кого из детей. Есть хороший способ: перед началом уроков попросите каждого ребенка на листе бумаги написать фамилии четырех детей, с которыми она хочет сидеть рядом за партой. А также фамилию, кого она считает своим лучшим другом. Когда учитель проанализирует результаты, то легко заметит, кого из детей не вспомнили совсем. Этот метод называется «расстановка сил». Благодаря ему можно исследовать коммуникацию в коллективе и узнать, кто в классе жертва, кто агрессор, кто является неформальным лидером, а от кого все сверстники отвернулись.

Попросите помощи у школьников. В 5-ти областях Украины при поддержке Министерства образования с июля уже созданы так называемые службы примирения, или группы медиации. Администрации школ даже выделяют отдельные помещения для «комнат примирения», где дети помогают другим детям разрешать конфликты. Разрабатывают сценарии разрешения споров. Обычно такие группы формируют среди девятиклассников, чтобы к окончанию школы старшеклассники смогли передать навыки в решении конфликтов младшим ученикам, то есть выступали для них в роли коучей. Этот способ оказался достаточно эффективным. Иногда дети больше доверяют другим ученикам, чем учителям.

Попробуйте метод переформулирование. Если у ученика произошел внезапная вспышка агрессии, изолируйте ребенка от публики, которой в этот момент выступает класс. Спокойно выведите ребенка в другую комнату и поговорите один на один. Лишь после того, как ребенок успокоится, следует попросить: «Расскажи мне о причинах, по которым ты так ведешь себя». В такие моменты действенным может стать метод переформулирование, когда вы поворачиваете ученику информацию, которую он сказал в негативном ключе, так, чтобы она стала нейтральной. Следует убрать конфликтогенный компонент из предложения, однако оставить его суть. Тогда ребенок перейдет к конструктиву, напряжение спадет. Также следует избегать оценочных суждений, зато ставить больше открытых вопросов. Дайте ребенку выговориться, но направляйте ход его мыслей в правильный вектор. Пусть ученик расскажет все именно так, как он видит.

Обратитесь за поддержкой к коллегам. Если вы видите, что ситуация может повлиять на ваш авторитет, стоит сказать о проблеме руководству школы, обратиться к школьному психологу или даже вынести вопрос на педагогическом совете. Коллеги помогут проанализировать ситуацию, ведь агрессивный ученик или класс могут относиться так ко всем учителям. Коллеги могут помочь вам посмотреть на себя со стороны - понять, что может провоцировать агрессивное поведение детей. Советы других учителей помогут выявить лидера мнений в классе. Стоит попросить психолога провести с ним беседу.

Выясните позицию бунтовщика. Каждый ребенок по-разному демонстрирует своим поведением. Метание бумажек в классе - также высказывания позиции. А вот какой интерес скрывается за таким поведением - может объяснить только сам агрессор. Стоит у ученика спросить тет-а-тет: «Что ты хочешь сказать, когда это делаешь? Что ты демонстрируешь? Используйте метод открытых вопросов, чтобы школьники начали озвучивать свои нужды. Тогда учитель должен выразить в ответ свои, чтобы увидеть, где они пересекаются. Неуместно стоять на позиции «я учитель, поэтому я прав».

Не отвечайте агрессией на агрессию. Используйте ненасильственный тип общения. Высказывания «Ты что думаешь? Как посмел?» Решить конфликт не помогут. Например, речь идет о насмешках какого-то ученика или целого класса с учителя. Спокойно выскажите детям свои чувства по этому поводу. Скажите: «Когда вы смеетесь у меня за спиной, я расстроен. Я не могу выполнять свою работу в эти моменты так, как мне хотелось бы. Есть предложения, как мы можем решать эту проблему? » Это способ донести до человека информацию так, чтобы у нее появился внутренний мотив поступить, как хотите вы.

Читайте о правовой грамотности, а также о том, почему учителям следует знать свои права, по ссылке. Юристы проекта советуют фиксировать все нарушения прав учителя, чтобы в случае откровенных провокаций подать заявление в суд. Однако можно также обратиться к медиаторам (специалистов по переговорам и конфликтных ситуаций), которые помогают собрать все стороны за круглым столом и найти выход из ситуации. Такие специалисты есть в проекте «Прошколу», и они даже выезжают в школы, чтобы разобраться со сложными случаями.

Если же у вас возникают какие-либо вопросы относительно ваших прав, пишите на сайт проекта Прошколу, и вы сможете получить помощь.

Юлия Бровинская

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type