Укр Рус

Сергей Горбачев рассказал об обязанностях и ответственности учредителей учебных заведений и уполномоченных ими огранов

Сергей Горбачев рассказал об обязанностях и ответственности учредителей учебных заведений и уполномоченных ими огранов

Сначала пандемия короновирусной инфекции, а сейчас полномасштабная война создает постоянные препятствия и вызовы, которые необходимо постоянно одолевать всем участникам образовательного процесса. Несмотря на тяжелый период, украинское образование выстояло благодаря усилиям и стараниям педагогов, руководителей учебных заведений, представителей органов управления образованием и органов местного самоуправления (учредителей), родителей и самих детей. В то же время в службу образовательного омбудсмена постоянно поступают обращения о недоразумениях во взаимоотношениях учредителя, органа управления образованием и учебного заведения. Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев рассказал об обязанностях и ответственности учредителей учебных заведений и уполномоченных ими огранов.

Дальше – прямая речь.

Украинское образование устояло при всем - и это несомненное достижение. Вместе с тем, мы видим случаи, когда в системе взаимоотношений учредителя, органа управления образованием и образования обнаруживаются негативные моменты. В данной публикации мы проанализируем некоторые из них.

В общем, отчетливо видны две стороны проблемы:

  • с одной стороны, иногда учредитель (уполномоченный орган) отчетливо превышает свои полномочия;
  • с другой стороны – не всегда выполняет то, за что отвечает в соответствии с действующим законодательством.

И то, и другое отчетливо прослеживается и в обращениях к образовательному омбудсмену, и во время мониторинга открытых источников: сообщениях медиа, социальных сетях, в информации, которые образовательный омбудсмен получает во время большого количества встреч с педагогами и родителями.

В то же время, рассматривая обращения и сообщения в открытых источниках, анализируя положение дел, мы часто видим непонимание того, кто за что отвечает в сфере образования, а именно: где завершается ответственность педагогов и директора школы и начинается ответственность местных органов власти, в том числе председателей и депутатов общин, отделов, департаментов, управлений образования.

Здесь уместно напомнить, что основателем коммунальных учебных заведений, а это подавляющее количество дошкольных, внешкольных и общего среднего образования - есть сельские, поселковые или городские советы соответствующей территориальной общины. Обычно учредитель создает уполномоченный орган (орган управления образованием отдельной общины - отдел, управление или департамент образования) и делегирует ему часть полномочий, предоставленных им законом. Самая сложная тема в этих взаимоотношениях - это финансирование учебных заведений, ведь заработная плата учителей учреждений общего среднего образования и поддержка лиц с особыми образовательными потребностями финансируется за счет государственной образовательной субвенции.

Подпишитесь на email рассылку!

Расходы на другие нужды: заработная плата работников дошкольных и внешкольных учебных заведений и непедагогических работников школ, материально-техническое обеспечение всех перечисленных учебных заведений - осуществляется за счет местных бюджетов, то есть за счет учредителей. Финансирование учебных заведений начинается с запросов руководителей с просьбой профинансировать ту или иную потребность и распределение средств местного бюджета и субвенции.

Нередки случаи, когда руководителям учебных заведений, которые подают запросы в отделы, управления или департаменты образования с просьбой выделить средства на нужды учебного заведения, отказывают или просто не отвечают на их запросы. А некоторые директора не очень настойчиво спрашивают (или вообще не спрашивают) у местных властей и отделов (управлений, департаментов) образования средства на нужды учебных заведений. Таким руководителям гораздо проще перевести часть расходов на родителей или педагогических работников, в частности, затраты на обустройство укрытий, ремонты и т.д.

Образовательный омбудсмен два года назад подавал предложения в законодательство об обязанности руководителей учебных заведений анализировать потребности учреждения и подавать письменные запросы учредителю. А учредителя – обязать аргументированно и так же письменно отвечать на эти запросы. Причем как запросы заведений, так и ответы учредителей должны обязательно и немедленно обнародоваться. К сожалению, тогда это предложение не нашло поддержки в МОН, поэтому мы снова обратимся, чтобы снова предложить внести эти изменения в законодательство. В то же время, активные родители, которых вполне обоснованно не устраивает такое положение дел, подают запросы и жалобы в органы управления образованием и местные советы, приходят на сессии, привлекают медиа и проявляют другую активность. В большинстве случаев им удается "достучаться" до местных властей и побуждать учредителей выполнить свои обязательства. Хотя сейчас финансовая способность местных советов несколько ограничена из-за войны.

Довольно часто руководители школ нас спрашивают о правомерности вмешательства учредителей или органов управления образованием в деятельность учебного заведения. Это может проявляться в том, что органы управления образованием пытаются управлять финансами и закупками учебных заведений: как при наличии централизованной бухгалтерии, так и при финансовой автономии заведений.

Хотя Закон Украины "Об образовании" лишил полномочийучредителей и органы управления образованием осуществлять управление учебными заведениями и запретил им вмешиваться в деятельность учебного заведения, осуществляемую им в пределах его автономных прав, определенных законом и учредительными документами. Но вопреки требованиям Закона Украины "Об образовании" представители учредителя и отделов (управлений) образования пытаются влиять (а иногда - и сами решают) вопросы распределения педагогической нагрузки для определенных работников, осуществляют собеседования для принятия работников на работу в учебное заведение, "устраивают на работу ” в учебное заведение “нужных” людей, осуществляющих чрезмерные проверки учебных заведений, непрозрачно распределяют средства между учебными заведениями, руководствуясь личными предпочтениями, а не потребностями учебных заведений и т.д.

В службе образовательного омбудсмена напомнили о том:

  • какие полномочия (права и обязанности) имеют учредитель учебного заведения и управления образования;
  • что является превышением их полномочий;
  • что делать, если учредитель учебного заведения или (и) орган управления образованием не выполняет своих обязательств;
  • какую ответственность несут учредитель учебного заведения или (и) орган управления образованием за нарушение своих обязательств
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type