Укр Рус

Как развивать общественную и социальную компетентность учащихся?

14 декабря 2021 1049 Печать
Как развивать общественную и социальную компетентность учащихся?

Главной идеей НУШ является компетентное обучение. Образовательный процесс предполагает не только предоставление знаний, но и формирование умений использовать их на практике. Неотделимой составляющей полноценного развития ребенка является умение нести ответственность за собственные слова и поступки. Как развивать общественную и социальную компетентности в учащихся рассказывает психологиня и консультантка в детско-родительских отношениях Марина Вежис для проекта «Учимся вместе: дружеская школа».

НУШ ставит целью формирование в детях младшего школьного возраста умения принимать решения и быть готовым встретиться с последствиями своего поведения. Ребенок должен понимать, что он сам может стать причиной перемен в себе и мире. Поэтому научиться ответственности можно только в доброжелательной атмосфере и в тех отношениях, где ее принимают и поддерживают. Отрицательный эмоциональный опыт, когда ребенка заставляли что-то делать, что сопровождалось недовольством им, будет способствовать созданию негативных последствий.

В первую очередь следует объяснять:

  • к каким последствиям приводят действия ребенка – «Не лги мне!»;
  • как это влияет на других людей – «Это не я, это он!»;
  • как влияет его поведение на здоровье — «Какие конфеты?».

Эксперт подчеркивает, что взросление – это развитие человеческого существа из полной зависимости и уязвимости к самостоятельности. Впрочем, ответственность не появляется у человека автоматически с возрастом: чтобы сформироваться, ему нужна помощь.

Подпишитесь на email рассылку!
Психологиня объясняет, какие действия взрослых мешают развивать ответственность у детей:

  • Излишняя торопливость (вместо «Решай быстрее: ты выбираешь красную или синюю машинку, мы спешим», лучше сказать «Я вижу, как трудно решить. Они обе очень хорошие. Расскажи, что ты думаешь, когда смотришь на них»;
  • Заученная беспомощность (вместо «Давай уж я сделаю, все равно у тебя не получится» лучше говорить: «Я вижу, что тебе нужно больше времени, чтобы справиться с этим»);
  • Желание власти (вместо «Сначала переодевай пижаму, потом почисти зубы» лучше говорить: «Утром надо почистить зубы и переодеться. С чего ты начнешь?»;
  • Ожидание идеального результата (вместо "Мы так долго сидели над математикой, а ты столько ошибок наделал" лучше говорить: "Что-то помешало тебе быть внимательным в школе? Ты растерялся? Попробуем разобраться в этом");
  • Самостоятельность как наказание (вместо «Сколько раз говорила — не спеши. И вот результат. Раз не слушаешь, сам делай свой английский» лучше говорить: «Ты очень хотел быстрее закончить уроки, и потому буквы вылезают за строчки. Я могу это понять. Однако нужно учитывать линии, когда пишешь»).

Как родители могут развивать у ребенка ответственность?

Спрашивая у ребенка о чем-то, не следует сразу предлагать ему готовый ответ, если он не сразу отвечает. Необходимо предоставить ему время для самостоятельного размышления. В процессе можно спросить: «Что ей приходит в голову?», «Почему она так думает?».

Ожидания родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Не следует значительно поднимать планку и заставлять ее справляться с выбором.

В процессе формирования навыка ответственности важно замечать успехи ребенка, например, похвалить за правильно подобранную одежду для прогулки, удачный выбор продуктов в магазине.

Психологиня советует играть с детьми в игру «Выбор», которая не только способствует развитию фантазии, но и формирует умение аргументированно выражать свое мнение, объяснять свой выбор. Для этого можно предложить ответы на следующие вопросы:

  • «А что бы ты выбрал – жить на Марсе или Венере?»
  • «Ты хотел бы есть постоянно только пиццу или только тортики?»
  • «Говорить на разных языках или уметь играть на разных музыкальных инструментах»?

Если в процессе повествования прослеживаются определенные негативные последствия, следует объяснить ребенку, к чему они могут привести. При этом нельзя пугать или шантажировать ребенка, что заставит его защищаться и настаивать на собственном мнении.

Как учителям развивать в детях ответственность?

Во время учебного процесса учителя могут обучать учащихся самостоятельности, ответственности и инициативности, предоставляя им выбор. Психологиня предлагает интересные идеи для педагогов младших классов:

  • какую часть задачи ты/вы хотел/хотели бы сделать
  • выбери, с кем бы ты хотел поработать над этой задачей;
  • этот проект имеет три варианта: можно нарисовать, написать или сделать коллаж;
  • у нас впереди три задания и выполнить их можно в любом порядке – с которого начнем?
  • если справился с заданием раньше, можешь сесть на коврик, выбрать книгу и почитать ее или порисовать.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача