Главной идеей НУШ является компетентное обучение. Образовательный процесс предполагает не только предоставление знаний, но и формирование умений использовать их на практике. Неотделимой составляющей полноценного развития ребенка является умение нести ответственность за собственные слова и поступки. Как развивать общественную и социальную компетентности в учащихся рассказывает психологиня и консультантка в детско-родительских отношениях Марина Вежис для проекта «Учимся вместе: дружеская школа».
НУШ ставит целью формирование в детях младшего школьного возраста умения принимать решения и быть готовым встретиться с последствиями своего поведения. Ребенок должен понимать, что он сам может стать причиной перемен в себе и мире. Поэтому научиться ответственности можно только в доброжелательной атмосфере и в тех отношениях, где ее принимают и поддерживают. Отрицательный эмоциональный опыт, когда ребенка заставляли что-то делать, что сопровождалось недовольством им, будет способствовать созданию негативных последствий.
В первую очередь следует объяснять:
Эксперт подчеркивает, что взросление – это развитие человеческого существа из полной зависимости и уязвимости к самостоятельности. Впрочем, ответственность не появляется у человека автоматически с возрастом: чтобы сформироваться, ему нужна помощь.
Как родители могут развивать у ребенка ответственность?
Спрашивая у ребенка о чем-то, не следует сразу предлагать ему готовый ответ, если он не сразу отвечает. Необходимо предоставить ему время для самостоятельного размышления. В процессе можно спросить: «Что ей приходит в голову?», «Почему она так думает?».
Ожидания родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Не следует значительно поднимать планку и заставлять ее справляться с выбором.
В процессе формирования навыка ответственности важно замечать успехи ребенка, например, похвалить за правильно подобранную одежду для прогулки, удачный выбор продуктов в магазине.
Психологиня советует играть с детьми в игру «Выбор», которая не только способствует развитию фантазии, но и формирует умение аргументированно выражать свое мнение, объяснять свой выбор. Для этого можно предложить ответы на следующие вопросы:
Если в процессе повествования прослеживаются определенные негативные последствия, следует объяснить ребенку, к чему они могут привести. При этом нельзя пугать или шантажировать ребенка, что заставит его защищаться и настаивать на собственном мнении.
Как учителям развивать в детях ответственность?
Во время учебного процесса учителя могут обучать учащихся самостоятельности, ответственности и инициативности, предоставляя им выбор. Психологиня предлагает интересные идеи для педагогов младших классов:
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом