Укр Рус

Как научить учеников решать проблемы?

11 січня 2022 1879 Печать
Как научить учеников решать проблемы?

По определению Всемирного экономического форума, через 5 лет для работы потребуются следующие навыки:

1. аналитическое мышление и инновационность

2. решение сложных проблем

3. критическое мышление и анализ

4. креативность, оригинальность и инициативность

5. логическая аргументация, решение проблем и формирование идей

Как формировать эти навыки у учеников рассказали для "Новой украинской школы" учительница английского языка Кропивницкой гимназии им. Т.Шевченко, номинантка международной премии Global Teacher Prize Анна Дудич и учительница английского языка, украинского языка и литературы Мелитопольской школы №23, победительница Global Teacher Prize Ukraine 2019 Наталья Кидалова.

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ

Проект не ради проекта, а для смены к лучшему. Уже несколько лет в Кропивницкой гимназии им. Т.Шевченко реализуют проекты. Идея может появиться как на уроке, рассказывает Анна Дудич, так и вне школы.

“Из проекта вырастает общественно-полезная работа. И эта работа продолжается после того, как официальный проект заканчивается”.

А началось все с привлечения учителей разных предметов к проекту Майкрософт 2014 года. Тогда пятиклассники попали в ряды победителей с фольклорным проектом, во время форума, направленного на развитие глобальных компетентностей – толерантность к разнообразию культур и традиций.

“Дети изучали сказки разных народов, – вспоминает Анна. – Чтобы узнавать о других сказках и представлять свою, им нужно было общаться на английском языке. Тогда мы впервые увидели в школе, что лучший результат мы получаем, когда учитель не зацикливается только на своем предмете, а начинает сотрудничать с коллегами”.

КАК ДЕТИ ТВОРЯТ ИЗМЕНЕНИЯ

«Мы начали обращать внимание детей, что, несмотря на возраст, они могут принимать решения, делать шаги, чтобы изменить окружающий мир. Надо просто иметь проактивную позицию», – говорит Анна Дудич.

Креативность оригинальность и инициативность можно развивать без значительной финансовой поддержки, рассказывает она:

“Мы начали обращать внимание, что для наших соотечественников стало привычкой постоянно жаловаться – это не так-то и не так. Но есть многое, что зависит от каждого из нас. К примеру, сделать в школе уютную среду. Для этого не нужно много денег. Хорошо, когда выделяются средства на ремонт, но украсить и обустроить свое учебное пространство можно с ограниченным ресурсом и неограниченной фантазией”.

Из жалоб на низкую температуру в классе вырос проект, принесший школе современное компьютерное оборудование. Сначала учащиеся регулярно измеряли температуру помещений и записывали данные. Впоследствии школьники присоединились к международной акции «Нанеси на карту свой мир» (Map your world).

На сайте создали портфолио, в котором размещали информацию о том, в каких школах города и в каких учебных помещениях лучше ситуация с температорой, в которых – хуже и как каждый решает эту проблему – утепляют стены, заменяют окна и т.д.

В этом конкурсе дети выиграли планшеты. Так улучшили материально-техническую базу и обратили внимание местных властей на проблемы школ”.

Освещение проблемы – еще один путь ее решения. И одним из действенных инструментов есть реальная помощь. Одним из самых ярких примеров стал проект для бездомных животных в городе.

“Привлекли детей 6-10 классов. Мы раньше часто собирали пищу для животных, проживающих в местном приюте. Он не финансируется местным бюджетом.

Дети раз в неделю ходили в приют, чтобы помочь его работникам – покормить или выгулять животных. Позже поняли: однажды в неделю недостаточно и начали искать пути для поиска дополнительных средств.

В интернете увидели конкурс, предусматривавший съемку видео о проблемах и предложениях, как ее можно решить. Сделать это нужно было креативным и инновационным способом.

“Учащиеся сняли видео об этом приюте с помощью обычного смартфона в формате 360. На английском языке написали сопроводительный текст. Ведь в школе работает кружок журналистики", – рассказывает Анна.

Эта реалистичная картина поразила жюри конкурса. Дети показали изнутри ужасное состояние животных и условия, в которых они живут. Наградой стала профессиональная съемочная камера.

Главное, что этот проект привлек внимание местных жителей. Школьники размещали свой сюжет на YouTube и в соцсетях, организовали благотворительное dog-show и сбор средств во время марафона, привлекая общественные организации. Совместными усилиями удалось собрать дополнительные деньги для убежища.

МЕТОД ДИЗАЙНА ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ (design for change)

Почувствуй, представь, сделай, делись. Это основы метода образовательного движения Design for change

Анна рассказывает, что этот метод помогает не только при реализации проектов, но и при обычном обучении.

“Почувствуй – значит проявить эмпатию, осознать проблему. Воображения – запланировать или спроектировать конкретные шаги. Сделай – это о реализации. А поделиться – значит рассказать о своем опыте близким, друзьям, общине, стране, миру”.

Благодаря этой методике ученики гимназии в прошлом году приняли участие в детском международном форуме в Риме с проектом очистки загрязненной ручки. Дети с помощью 3D-принтера разработали специальное устройство.

“Дети увидели, как их ровесники могут решать местные проблемы, какие идеи они предлагают. Это их еще больше вдохновило, – восхищается Анна. – А еще такая деятельность помогает осознать, что обучение не заканчивается с звонком. Конечно, в проектах реализуется финальная часть, а на уроках ежедневно мы настраиваем детей на решение конкретных проблем. Так формируются кирпичики, из которых исходят крупные международные проекты”.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНАЛИЗ

Проверять факты, подвергать сомнению информацию, развивать критическое мышление. Эти умения ученики гимназии смогли усовершенствовать благодаря участию в проектах МАН.

Например, в нашем регионе считалось, что источники воды очень загрязнены, ведь вблизи расположены урановые шахты. На уроках физики и химии как раз изучали состояние воды и постепенно возникла идея пригласить выездную экспедицию от МАН”, – рассказывает Анна Дудич.

Когда эксперты МАН вместе с детьми приехали со своим оборудованием и взяли пробы на местной станции распределения воды, то выяснилось, что вода действительно высокого качества.

“Итак, дети в очередной раз убедились, что доверять нужно фактам”.

Гимназия уже реализовала совместно с МАН пять проектов.

“Запомнилась детям также выездная экспедиция в Бовтышскую впадину. Учащиеся исследовали природу образования метеоритного кратера. Во время финальной конференции они рассказали, что узнали, что увидели под микроскопом. А потом начали фантазировать – а как можно развить туристическую отрасль в нашей местности – создать музей науки, или обустроить туристический объект”.

НАУЧИТЬСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ

Наталья Кидалова начинает разговор с цитаты Альберта Эйнштейна: «Если бы у меня был час на то, чтобы спасти планету, я бы потратил 55 минут на формулировку проблемы и только 5 минут на то, чтобы найти решение».

Часто, по словам Натальи, мы беремся решать проблему, которая на самом деле не проблема. Поэтому важно научиться формулировать проблему.

Действенным инструментом для этого может быть изображение дерева проблем. “Изображено дерево, в центре которого размещена проблема. Корни – это причины, ветви – последствия проблемы. Часто при обсуждении выходит, что проблема оказывается обозначенным нами следствием или причиной. Если дети делают такое упражнение неоднократно – отделяют проблему от причин и последствий, анализируют его – это развивает аналитическое мышление”.

Еще один способ – "Пять Почему". Когда есть проблема, задаемся вопросом “Почему?”, далее после ответа – снова “Почему?” и так пять раз.

Эти упражнения можно практиковать с детьми всех возрастов.

Бывает, что учителя предлагают проблемы ученикам, которые для них не таковы. Поэтому важно вовлекать детей в формулировку проблемы.

МЕТОДЫ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

"Я сторонница кооперативной учебы", - говорит Наталья.

Без вклада каждого ребенка не будет решена задача. Это соответственность и взаимозависимость. В своей работе применяет множество методов – например, «Ажурная пилка»:

Метод позволяет учащимся работать вместе, чтобы изучить значительное количество информации за короткое время, а также поощряет учащихся помогать друг другу "учиться, обучая".

С помощью метода "Ажурная пилка" учащиеся работают в разных группах. Сначала они работают в домашней группе. Затем в другой группе ученики являются экспертами по вопросу, над которым работали в домашней группе, и получают информацию от представителей других групп. Затем они возвращаются в домашнюю группу, чтобы поделиться информацией, которую им предоставили участники других групп.

"Домашние" группы:
Каждая группа получает задание, изучает его и обсуждает свой материал. Желательно выбрать в группе голову, тайм-кипера (следящего времени) и лицо, которое задает вопросы, чтобы убедиться, что каждый участник понимает содержание материала.

"Экспертные" группы:
После того, как учитель объединил учащихся в новые группы, они становятся экспертами по теме, которую изучали в «домашней» группе. Учащиеся по порядку пытаются за определенное учителем время качественно и в полном объеме донести информацию до членов новых групп и воспринять новую информацию от них.

Метод "Карусель"
Суть метода состоит в том, что образуются два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее – учащиеся, которые не меняют мест, внешнее – учащиеся, которые через каждые 30 секунд меняются. Так они успевают проговорить через несколько минут несколько тем и попытаться убедить в своей правоте собеседника.

Метод "Серверировочный коврик"
Формируются группы из 4 учащихся. Лист бумаги размечен на четыре части с кругом внутри. У каждого есть свой цвет маркера. Учитель задает один вопрос для всех, а каждый ученик пишет в своей ячейке свой ответ. Затем дети проговаривают свои ответы и то, что совпало, записывают в центральный круг. Тогда заметен вклад каждого и нет споров.

Метод Сократовская прогулка (проводить на свежем воздухе)

Дети объединены в группы, учитель дает задание. В течение 15 минут дети ходят и обсуждают этот вопрос. По возвращении в класс на постере излагают свои мысли.

Подпишитесь на email рассылку!

Анализ и критическое мышление через игру, вопросы и критерии оценки

Для развития критического мышления и способности к анализу на уроках часто практикуют метод Шесть шляп. Это психологическая ролевая игра, смысл которой состоит в том, чтобы рассмотреть одну проблему из шести независимых друг от друга взглядов и сформировать наиболее полное представление о предмете дискуссии.

Шляпа определенного цвета предполагает включение соответствующего режима мышления, которого должен соблюдать ученик или команда, аргументируя свою позицию в игре:

  • Белый – фокусировка внимания на информации (анализ известных фактов и цифр, а также оценка того, каких сведений не хватает и из каких источников их можно получить).
  • Желтый – исследование возможных успехов, поиск преимуществ и оптимистический прогноз события/идеи/рассматриваемой ситуации.
  • Черный – оценка ситуации с точки зрения недостатков, рисков и угроз ее развития.
  • Красный – внимание к эмоциям, ощущениям и интуиции. Не вдаваясь в подробности и размышления, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки.
  • Зеленый – поиск альтернатив, генерация идей, модификация уже имеющихся наработок.
  • Синий – управление дискуссией, подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода в конкретных условиях.

“Также я учу детей задавать вопросы. Часто даже взрослые не умеют задавать открытые вопросы. Мы делаем мячик из бумажек, собираем открытые вопросы и на следующем уроке начинаем с него. Каждый берет бумажку, зачитывает один вопрос и отвечает. Эти мячики передаем из одного класса в другой”, – рассказывает Наталья Кидалова.

Еще один метод для формирования навыка анализа и логической аргументации – это выработка общих критериев.

“Когда дети готовят групповую задачу, должны понимать, по каким критериям эта задача будет оцениваться. Часто они сами формируют критерии оценки. Это способствует большей вовлеченности, ответственности и осведомленности. Поэтому на уроках мы часто применяем взаимооценку и самооценку».

Также детям нужно давать обратную связь. Для этого подходит метод Сэндвич:

“Как в каждом сэндвиче есть три элемента: хлеб, начинка и хлеб, так и в обратной связи и оценке должно быть обсуждено то, что удалось. Далее следует сосредоточиться на советах по усовершенствованию – что можно улучшить и как. Но закончить обязательно нужно позитивом и ободрением. Конечно, навык обратной связи требует времени и умения.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача