Укр Рус

Как оценивать детей в НУШ? - Инна Большакова

17 ноября 2021 1067 Печать
Как оценивать детей в НУШ? - Инна Большакова

Вы знаете, что вы сейчас уже оценивали, начинать ли читать сообщение, или нет?

Вы прочли первые слова и оценили, насколько вам нужно продолжать чтение.

Мы всегда что-то оцениваем: вкус кофе с утра, восход солнца, реплики собеседника, и делаем выводы и выборы. В процессе обучения мы постоянно оцениваем: запланировано или спонтанно, навязчиво, осуществляя формальные процедуры, или ненавязчиво (незаметно для учащихся), для улучшения обучения или для отчета перед инстанциями и родителями.

Оценивание в школе имеет разные цели. Именно поэтому оно должно быть разным.

ТРИ ЦЕЛИ ОЦЕНЕНИВИНИЯ В ШКОЛЕ

1. Оценивание ДЛЯ обучения или формовочное оценивание.

ПОСТОЯННО

Это оценивание происходит постоянно: на каждом уроке, на перерывах (если вы наблюдаете за поведением), вне класса, когда оцениваете работы после урока и даете обратную связь письменно или надиктовываете на диктофон (это ноухау! делюсь!)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Обратная связь может быть описательной (если вы просто описываете, что сделал ученик) или оценочное суждение (когда вы не просто констатируете определенные факты, но и оцениваете их по определенным критериям). Или в другом виде, например, как мгновенный скрин понимания понятия, проблемы и т.д. Есть разные виды обратной связи.

А еще обратная связь должна быть действенной. То есть каждый ученик должен понимать, что делать дальше, чтобы улучшить свои результаты. А учитель должен понимать, как изменить подходы к обучению, если имеющиеся не помогают достичь нужного результата класса или отдельным группам учеников.

Поддержка, вера в ребенка и конкретные рекомендации по улучшению работы – результат формовочной оценки. ГЛАВНОЕ: дайте шанс добиться наилучшего возможного результата всем учащимся. Измените собственную практику преподавания, если имеющаяся не работает.

Формовочное оценивание - оценивание ДЛЯ обучения в виде разнообразной обратной связи, которая дает информацию / данные о достижении результата обучения в процессе обучения и содержит предложения учителя и ученика по его улучшению.

Важно: есть разные инструменты формовочного оценивания. Они не все являются времязатратными. Нужно использовать его в системе: времязатратные и не очень.

2. Оценивание КАК обучение. Или самооценка, взаимооценка и другое оценивание (информации, мнений, чувств и т.п.) в процессе обучения.

УЧИМ ОЦЕНИВАТЬ

Идея: научить ребенка оценивать и обязательно учить оценивать свои собственные сильные и слабые стороны при обучении, собственный процесс мышления) Как я лучше усваиваю материал? Что мне нужно сделать, чтобы я понял правило? Как я лучше всего запоминаю? Как мне легче сконцентрироваться? Как я думаю? Важно: ребенок должен понять, как он должен использовать знания о своих особенностях обучения в дальнейшем. Также важно учить детей сравнивать свои результаты с критериями, искать то, что можно улучшить, и обдумывать способы улучшения результата.

В разных странах оценивание КАК обучение (самооценка/взаимооценка) рассматривается либо как отдельная позиция, либо в составе формовочного оценивание (ибо она по сути должна способствовать улучшению обучения и достижению высшего результата).

Выделение такого вида оценивания в самостоятельный кластер мне кажется все же уместным, поскольку роль учителя в таком процессе иная.

Успешное оценивание – это результат трехстороннего действия: оценивания учителя, сверстников и собственного.

3. Оценивание обучения / итоговоея оценивание. Главное: мы определяем уровни успеваемости детей для отчетности перед родителями, инстанциями в первую очередь для ребенка в последнюю очередь, особенно в начальной школе. Обозначаем эти уровни буквами, цифрами, словами. Наши игры с буквами, цифрами, наклейками, смайликами разной степени улыбок – это разделение на группы по успеваемости/поведению. Сформировано/формируется – это также разделение по уровням, т.е. уровневая итоговая оценка. Определяются два уровня. Говорить о формовочном и выводить уровни некорректно, по моему мнению.

О смайликах. Мы сигнализируем детям: ты успешен – веселым смайликом, а ты – лузер – грустным. И пишем под грустным смайликом: "Надо поработать/тренироваться/достигать". Представляю, как после получения грустного смайлика, веселая группа детей счастливо летит добиваться и тренироваться. wink

Конечно, мы не можем обойтись без констатации фактов успеха наших детей по уровням за определенный период времени и уровни никуда не денутся. Не стоит от этого отказываться. В этом тоже есть определенный смысл. Оценивая работы детей, мы сопоставляем их с критериями, по которым определяется уровень работ. При уровневом оценивание мы сравниваем достижения детей. А стоит сконцентрироваться на их продвижении.

Подпишитесь на email рассылку!

Вопрос, нужно ли все время использовать уровневое оценивание (делить детей на кластеры)? Как мы привыкли делать? Может дать обратную связь? Ибо включать постоянный красный свет на дороге тем детям, академические успехи которых при определенных обстоятельствах оказываются хуже? И действительно ли постоянный зеленый свет тоже полезен? Учебное продвижение успешных детей столь мощно в начале и их блестящие стартовые возможности и наши положительные оценки не ускоряют их продвижение, а тормозят. Зачем добиваться, если я и так ок? Следует использовать уровневое оценивание для отдельных видов работ, тематического и семестрового оценивания, но при изучении темы - формовочное)

Вопросов об оценивании много. Будем на них искать ответы. Можно использовать инструменты, которые уже разработаны, и создавать новые.

Главное, чтобы все поняли (ученики, родители, учителя), что оценка в школе должна быть полезна для обучения КАЖДОГО ребенка. И, помня о мотивации в виде бально – наклейочных символов, мы не забывали о другой стороне медали – демотивации. Ибо односторонних медалей не существует. А создание конкурентной среды в классе не способствует развитию сотрудничества (которое так широко рекламируют и декларируют на бумагах). Это как игра в кальмара: кто-то должен умереть.

Искренне smiley

P.S. Я понимаю, насколько новая система оценивания ресурснозатратна, особенно, когда не настроен процесс, но продвижение "маленькими шагами" должно происходить, потому что меняя обучение и не меняя подходы к оцениванию, его результатам, мы не достигнем результатов. smiley Я понимаю, что учителям суперсложно. Поддерживаю, чем могу)

Три цели оценивания указаны, как приоритеты по оценке, во многих странах мира)

Инна Большакова

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача