Укр Рус

Владимир Онацкий о сокращении количества учебных предметов в школе

28 апреля 2023 850 Печать
Владимир Онацкий о сокращении количества учебных предметов в школе

Недавно министр образования и науки Оксен Лесной в эфире телемарафона «Единые новости» рассказал о необходимости оптимизации школьной программы, чтобы преподавание предметов в школе было сконцентрировано на полезных знаниях. При этом некоторые дисциплины могут быть исключены, но это вопросы экспертов и экспертного разбирательства. Собственным мнением по сокращению количества учебных предметов в школе поделился образовательный эксперт по проведению институционного аудита Владимир Онацкий.

Дальше – прямая речь.

Если начать лечить здоровый зуб, то в конце концов ты его потеряешь. А если за это дело возьмется сначала гинеколог, потом – офтальмолог, несколько движений бором совершит лор, а потом присоединится еще кто-то, то вся полость рта будет напоминать руины. А проблема-то была лишь в том, чтобы не откупоривать бутылки с нарзаном зубами, а также не грызть грецкие орехи.

Так и со школьным образованием. Каждый пытается найти рецепт ее лечения, хотя в школу имел прикосновение будучи школьником. Продолжается широкое обсуждение инициативы нового главы МОН. Приобщаются все, и только школьные учителя где-то там, с широко раскрытыми от очередной идеи ротами и глазами, наблюдают за процессом. Они уже привыкли, что во всем виноваты, и теперь просто в ожидании перемен.

Более тридцати лет многочисленные команды лечат школьное образование. Каждые полтора-два года меняется главный врач и назначает новый курс лечения, хотя, как правило, предыдущие предписания так до конца не доведены: то пришьют, то отрежут, то залепят, то вкалывают. Столько стараний, а она до сих пор жива.

Я не буду анализировать предварительные реформы школьного образования. Предметом сегодняшнего обсуждения есть инициатива сократить количество учебных предметов в школе.

Действительно, по сравнению со школьниками других стран, у наших детей гораздо больше учебных предметов. Но хорошо это или плохо и от каких стоит избавиться? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно подойти комплексно. Психологи и педагоги считают, что дети способны многое овладеть, если обучение будет разнообразным, современным, системным, будет соответствовать возрасту ребенка.

Итак, большое количество предметов обеспечивает многообразие информации из разных областей знаний. Однако эта информация должна соответствовать возрастным особенностям ребенка, теоретические знания должны подкрепляться практическими навыками. Мы же имеем в большинстве своем уроки-лекции с учителем-актером у доски, основная цель которого успеть класть в головы учеников все то, что впихнули в программы и учебники их авторы.
Наши дети так и не получили современных учебников-тетрадей, по которым учится весь мир. Основная черта отечественных учебников – это наукоподобный стиль преподавания и неуместное употребление феминитивов, по которому теряется даже здравый смысл. Приведу цитату из учебника географии для 6 класса, который рекомендован МОН в этом году:

«Различные путешественники/путешественницы с той или иной целью отправлялись в дальние края. Многим из них удалось достичь неизведанных земель, а некоторым – и снискать славу первооткрывателей / первооткрыватель». Интересно, о каких первооткрывачках речь? Я не знаю ни одной, авторы учебника – тоже, ведь дальше рассказы исключительно о мужчинах. Так зачем в учебниках писать такое? И подобного в этом учебнике очень много.

Итак, повторюсь: проблема не в количестве предметов, а в том, как построена программа, которая включена в нее, каково методическое обеспечение предмета. У нас давно исчезли экспериментальные программы и учебники, наблюдение за тем, как воспринимают программный материал ученики за новым учебником. А материалу столько за урок надо пройти, что учитель едва успевает все назвать, а времени на закрепление уже нет. Следующий урок – новая тема. И ребенок, желавший учиться, начинает чувствовать себя растерянным, а потом вообще теряет интерес к учебе.

Подпишитесь на email рассылку!

Психологи отмечают, что уровень тревожности у школьников очень высок. Поэтому нужно просмотреть наполнение программ по каждому предмету, некоторые темы перенести в более старшие классы, некоторые изучать только в профильных классах, а некоторые вообще не изучать в школе. Но не нужно вычеркивать базовые дисциплины по расписанию учащихся.

Чем больше будет у ребенка учителей, чем разнообразнее будет школьная жизнь, тем лучше будет происходить социализация ребенка. При этом больше половины учебного времени должно уделяться практическим работам учащихся, ведь только через практическую деятельность формируются компетентности. В зарубежных школах много разных практических задач, что поддерживает интерес к обучению.

Психологи считают, что тревожность и перегруженность связаны. Если открыть образовательную программу любого класса, то мы увидим, что учащиеся еженедельно учатся на 3-6 часов больше, чем это предельно допустимо санитарными нормами. Представим, что каждому взрослому придется еженедельно работать больше, чем нужно. Кто выдержит такое в течение одиннадцати лет? А дети должны, их никто не спрашивает. Количество уроков должно быть исключительно в пределах предельно допустимых санитарных норм. А остальные часы должны быть отданы на разноман.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача