ШКОЛА – это занятия по расписанию, в первую очередь.
Одно время, уже как завуч физико-технического лицея для старшеклассников после контрактной работы в алжирских лицеях, я не раз и не два напоминал нашим учителям: «Хотите регулярно удачных, или как минимум беспроблемных уроков, то каждый раз имейте следующие три составляющих каждого своего занятия /урока – НОВИЗНАЯ – МУДРОСТЬ – ЮМОР.
С первым (новизна) у учителей практически (правда здесь есть одно, независимое от учителей, большое «НО», о котором будет несколько ниже) нет никаких проблем, потому что обучение строится на основе новой программной темы.
Второе (мудрость) целиком в руках самого учителя – нужно не прозывать момент некоторой усталости учащихся от новой информации, чтобы использовать по этой теме зацепку к трансляции в поле внимания учащихся определенно порции философской или психологической мудрой установки. Причем это должно быть не дольше чем на 3-4 минуты.
Конечно, для этого нужно быть таким учителем, который много читает вне своих конспектов уроков и держится в свободное время людей, которые еще умнее/интеллигентнее/культурнее/и чем он сам.
С третьим (юмор) самое простое – нужно просто иметь чувство юмора. Правда, для этого нужно постоянно находиться в хорошей физической форме, потому что в болезненном состоянии мало кому до шуток.
При таком не проблема на пике следующего момента учащейся усталости найти повод для шутки. Только эти шутки должны быть связаны либо с собственной наукой, либо с представителями этой науки. Ибо подростки – это еще те «жуки». Если вы будете просто их развлекать даже одноминутными анекдотами, то быстро за спиной получите «доносы», что я (ученик) плохо пишу аттестации, потому что он вместо нас учить анекдоты травит.
В общем, за адекватно сбалансированное применение этой триады ваши ученики с нетерпением ждут ваших занятий, потому что их подсознательное все время им напоминает: «Интересно, а что в этот раз он/она «выдаст»?»
Жизнь – это не только о холодильнике, но и о телевизоре, не в последнюю очередь.
А на телевидении держатся железного правила – главредактор не пустит в эфир передачу, в которой не будут вплетены три ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ составляющих: новизна, мудрость и юмор/развлечение/интересное.
Здесь бы нашим образовательным менеджерам высшего государственного уровня и обратить внимание на то, КАКИМ непутевым предложенный ими формат содержания образования старшеклассников относительно первой, и ГЛАВНОЙ, составляющей (новизна) процесса взаимодействия ведущего (учитель) и аудитории, которая смотрит ему в глаза (учащихся ) !
У нас до сих пор едва ли не все то программное содержание, которое охватывало учеников 9-класса, начинает повторно «топтаться» в 10 – 11 классах.
Конечно, так реагируют не все, а только те, кто привык учиться по-полной, а для большинства имеет место это пресно известное теневое: «Кто такой, кто все время говорит, а его никто не слушает? – Учитель»
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом