Укр Рус

"Свято наближається. О вере в чудеса и о том, что обретает ребенок, после того, как перестает верить в Деда Мороза" - Светлана Ройз

15 декабря 2021 850 Печать
Свято наближається. О вере в чудеса и о том, что обретает ребенок, после того, как перестает верить в Деда Мороза - Светлана Ройз

Свято наближається. О подарках на Новый Год. Вере в чудеса и о том, что обретает ребенок, после того, как перестает верить в Деда Мороза и новогодних героев.

В прошлом году наш девятилетний племянник оставил перед самым Новым Годом у елки телефон с включенной камерой и имел неопровержимые доказательства того, кто ему доставляет подарки.

Мы с мужем волновались, что он при встрече с нашей, тогда почти семилетней дочкой, поделится секретной информацией, она бы была очень разочарована и напугана. Но все обошлось.

Сейчас дочке почти 8. Она пишет письма св. Николаю и Деду Морозу, но уже задает прямые вопросы и присматривается к нашей реакции. И я понимаю, что мои ответы должны уже немного отличаться от тех, которые были в прошлом году, когда я очень трепетно выстраивала атмосферу волшебства. Сейчас эта атмосфера ей также важна, но она способна принять больше информации, проанализировать, выдержать возможное разочарование.

  • Возраст 4-5 лет – самое время магического мышления. Ребенок уже успел понять, что родитель - не Бог, не всесилен, он ищет опоры на волшебные силы, проживает «время супергероев», осваивая через них грани своей силы. И вера в Доброе Большее - для малыша важна, как минимум, для ощущения безопасности. Даже, если он увидит родителей с подарками - он сам придумает версию, как подарок попал к ним в руки. И даже, если старшие братья и сестры будут обесценивать эту веру (для старших - это возможность проявить власть над чувствами малыша), ребенок все равно будет держаться за магическую версию.

Вера в волшебство в этом возрасте может помочь ребенку более безопасно осваивать мир. Более активное правое полушарие мозга в этом возрасте будет помогать фантазировать, создавать и поддерживать метафоры, творить.

  • Эволюция мышления ребенка будет как раз проявляться в формирующейся критичности. Сейчас мы можем наблюдать интересную тенденцию - чем больше интеллектуализация детства, чем меньше мы позволяем ребенку играть, тем сильнее он будет держаться за магическую реальность.
  • Около 7-8лет ребенок уже дозревает интеллектуально, эмоционально настолько, чтобы воспринимать мир чуть более критично. Теперь он уже будет искать признаки того, что подарки готовит не Дед Мороз и фей не существует. И будет задавать вопросы. Но, скорее всего, он будет с радостью искать подтверждение существования волшебных героев. И вполне осознает выгоду своей веры (получая подарки и от родителей, и от св. Николая и Деда Мороза).
  • 9+ время, когда включается критическое мышление, префронтальная кора настолько созрела, что будет готова – сомневаться, сравнивать, искать несоответствия, критически осмысливать происходящее.

И это важное время, когда ребенка не стоит искусственно удерживать в магической реальности. 9+ время важного перехода – от внутреннего безопасного всесильного «мира образов» – к освоению внешнего, конкретного «мира форм». И это – своеобразный неочевидный кризис в жизни ребенка. Предверие пубертата.

Когда он выходит из «мира волшебства» – важно, чтобы «мир реальности» был как можно более стабилен. И важно, чтобы в своей совершенно материальной жизни ребенок мог на что-то влиять – чем больше ребенок будет делать сам, осваивать конкретных действий – сам читать, сам застилать кровать, сам делать себе бутерброд, салат, яичницу, сам поливать цветы, ухаживать за животным (буквально, осваивать конкретные навыки) чем больше он будет заниматься лепкой, конструировать, мастерить – тем устойчивее он будет. легче будет этот «переход». То, что я умею не в фантазийном, в реальном мире – моя внутренняя опора.

И есть несколько вариантов: Он может либо «удерживать прошлое» возвращаться к прежним игрушкам и играм, вспоминать о мире фей и единорогов, опять бояться темноты или монстров, а может - если мы вернемся к теме новогодних праздников – сам включаться в подготовку, делать гирлянды, венки, украшать елку, готовить меню, вы заметите, что он сам хочет принимать участие в подготовке подарков, тайно вам что-то мастерит.

Мы почувствуем время этого «перехода». Для него нет совсем конкретного времени и возраста.

И нужно сказать – что во время тревоги и неопределенности, время, когда взрослым и самим тяжело смотреть на реальность – возможно, вера в фантазийный мир и чудеса, сама по себе для детей будет ресурсом. Они могут дольше удерживаться в ней.

В этом году с дочкой, мы читали много книг о новогодних традициях разных стран. И она удивлялась, как много разных героев «символизирует волшебство». Мы говорили о том, что св. Николай – был реальным человеком, епископом. А Дед Мороз – символ «волшебного волшебства». Она много сама делает поделок, исследует «как это работает» - это важный переход от «вау! это существует» к тому «как это устроено».

Подпишитесь на email рассылку!

Вчера мы ехали в такси, я отвлекалась на сообщение в телефоне – рекламная рассылка о подарках детям. Увидела Кофту-игрушку для племянника. С мужем обсуждали, какой у него может быть сейчас рост. Дочка спросила – а что ты делаешь?

- Выбираю новогодний подарок для твоего двоюродного брата. И вдруг сказала – мы с папой будем руками Деда Мороза. Будем руками волшебства, чтобы создать парню праздник. (я поняла, что хочу попробовать начать разговор с ней)

- А у меня тоже есть для вас подарок на Новый Год. Я давно уже подготовила!

- Правда?! так ты тоже помощница Деда Мороза в новогодних чудесах?

- ДАААА! - Обрадовалась дочка

Мы ничего не можем забрать, ничего не дав взамен (так часто повторяю эту фразу). В этой пустоте может оказаться разочарование и тревога. Взамен веры во «внешнюю волшебную добрую силу» – мы помогаем ребенку ощутить эту силу внутри себя. самому, стать «руками и сердцем волшебства».

Мы с мужем сегодня говорили о новогодних традициях наших семей. И это одни из самых теплых воспоминаний детства. Нас с братом новогодние подарки вперемешку с тогда редкими мандаринами ждали в тапочках, которые мы оставляли на подоконнике.

Буду писать еще много о подарках, детских ожиданиях и требованиях.

Добрых взрослений и волшебства.

Светлана Ройз

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type