Укр Рус

"МОН продолжает сосредоточивать в своих руках огромные рычаги влияния на образование" - Игорь Ликарчук

18 февраля 2022 508 Печать
МОН продолжает сосредоточивать в своих руках огромные рычаги влияния на образование - Игорь Ликарчук

Одним из трендов развития общества в последние годы стали процессы децентрализации.

К этим процессам можно относиться по-разному, как и оценивать их с разных позиций, но, в целом, они несут достаточно мощный потенциал для успешного развития украинского общества.

К сожалению, процессы децентрализации практически не затронули систему управления образованием Украины. И именно в этом, по нашему мнению, очень много ее бед и проблем.

Министерство образования и науки Украины продолжает сосредоточивать в своих руках огромные рычаги влияния на систему образования, что совершенно нецелесообразно и не оправдано в современных условиях. Как и прежде, оно принимает решение практически по всем вопросам функционирования образовательной отрасли, без учета специфики функционирования образовательных систем тех или иных регионов, местностей, населенных пунктов.

Стоит лишь упомянуть многолетние усилия центрального органа управления образованием, направленные на т.н. оптимизацию сети учреждений общего среднего образования под лозунгом, что в небольших учреждениях общего среднего образования качество образования низкое…

Хотя на самом деле никто и никогда современными технологиями образовательных измерений это качество не мерил… Или издание единых для всей системы образования учебников… Или утверждение типовых штатных росписей для заведений общего среднего образования, несмотря на разные условия и специфику их работы. Не говорю уже об указаниях министерства о проведении в учебных заведениях тех или иных т.н. «воспитательных» мероприятий, конкурсов, смотров…

В стране существует огромное количество местных органов управления, которые в условиях функционирования централизованной системы управления, выполняют в ней роль пятого колеса к телеге, а для того, чтобы создать видимость в потребности своего существования они, образно говоря, «ищут себе место под солнцем».

Эти поиски, как правило, заключаются в усилении управленческого давления на учебные заведения, полном игнорировании требований законодательства об академической свободе учителя и учебного заведения, дополнительной и существенной нагрузке работающих педагогов разными формами отчетности, методической работы и т.п.

Даже несмотря на то, что в ряде случаев такая, с позволения сказать, местная управленческая инициатива часто нарушает требования, сформулированные в документах министерства, она не получает должной оценки и прекращения, так как руководители местных органов управления не назначаются Министерством, а процедура согласования их назначения должность носит формальный характер.

Между прочим, будучи членом коллегии Министерства образования и науки на протяжении многих лет, исследуя историю функционирования этого ведомства, я не упомяну никакого факта, если бы за последние двадцать лет коллегия инициировала увольнение с должности того или иного руководителя местного органа управления образованием за недостатки в работе. Создается впечатление: нет ли недостатков, или видеть эти недостатки на пр. Победы, 10 не способны, или силы воли не хватает, или полномочий нет.

Но почему-то эта ситуация всех устраивает. И боимся признаться в том, что она серьезно тормозит развитие образования и его реформирование.

Думаю, что давно пора серьезно определиться в том, что мы хотим иметь в системе управления образованием.

Первый вариант – мощная централизованная система с полным подчинением по вертикали Министерству всех органов управления образованием, начиная от назначения и увольнения их руководителей, и заканчивая оперативным управлением. Но… не надорвутся ли?

Подпишитесь на email рассылку!
Второй вариант - существенное сужение функций Министерства к выработке стратегии и аналитико-прогностической деятельности, значительно расширив права местных органов управления образованием, которые, образно говоря, ближе к плугу…

Лично мне второй вариант нравится больше. При условии, что существенное расширение полномочий произойдет вместе с существенным повышением ответственности местных управленческих владельцев.

Возможен и третий вариант – теперешний. Когда все происходит, как в поговорке о семи нянях… Няни есть, но ребенок не ухожен…

P.S. Возможно, я ошибаюсь, но почему-то кажется, что системы управления образованием, подобной нашему, не существует ни в одной стране мира. Правда, она очень сильно тяготеет к тем, кто есть в России и Белоруссии. Это и не удивительно. Неужели еще не пора для перемен?

Игорь Ликарчук

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Опрос
Как вы оцениваете работу Шкарлета С.Н.
Голосовать

Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача