Укр Рус

"Мы дошли до того, что учителей нет" - Игорь Ликарчук

09 декабря 2021 21573 Печать
Мы дошли до того, что учителей нет - Игорь Ликарчук

СМИ сообщают, что в Одесской области 460 учительских вакансий. Это – посреди учебного года. Имея более 40-летний опыт работы в образовании, могу утверждать, что подобной ситуации никогда еще не было.

О том, что мы идем к этому, я писал еще четыре-пять лет назад. Не раз поднимал этот вопрос на заседаниях коллегии МОН. Лично об этом говорил министерским чиновникам разного уровня.

На меня смотрели, как на сумасшедшего..: Имея в государстве более двадцати университетов, которые когда-то были пединститутами, уйму колледжей, которые когда-то были педучилищами; сократив под лозунгами децентрализации почти две тысячи школ (кроме ставших филиалами); утвердив за тридцать лет не менее 5 Концепций реформирования педагогического образования, - пришли к тому, что УЧИТЕЛЕЙ нет. А скамья запасных – пустая. И очередей желающих идти работать в школу нет.

А если из школ уйдут пенсионеры, которых пытаются вытолкать контрактной формой трудовых соглашений? Что тогда будет? И может ли функционировать НУШ без учителя? Разве что с агентами перемен…

Эта проблема возникла не сегодня и не вчера. Она вызревала за последние десятки лет. И теперь взорвалась. Вот о чем сегодня нужно говорить и кричать на каждом шагу. Вот тема для обсуждения в правительстве и Верховной Раде. Немедленно нужно искать реальные пути для ее решения.

Два таких пути назвал Владимир Белый: «Во-первых, оклад начинающего учителя (должен быть) заметно больше чем заработки в рабоче-сервисном сегменте рынка труда;

во-вторых, институционально (должен быть) закреплен стандарт работы учителя, обеспечивающий ему педагогическую свободу на фоне персональной ответственности только за соблюдение госстандартов трудовой дисциплины вместо господствующей сейчас теневой зависимости от субъективных прихотей бюрократов и руководителя заведения…» Полностью соглашаясь с этим, добавлю еще три пути.

В-третьих. Необходимо наконец-то установить критерии оценки работы учителя, положив во главу угла не процесс, а результат его деятельности. Запретить кому-либо вмешиваться в работу учителя и оценивать процесс его работы. Запретить мордовать учителя отчетами, планами, мероприятиями, обязанностями, лежащими вне его полномочий и возможностей; инструкциями, методическими указаниями, рекомендательными письмами, количество которых ежегодно умножается и достигает, благодаря бесплатной электронной почте и Интернету, беспределу. Вспомните слова Г. Сковороды: «Не учите яблоню рожать яблоки, лучше отгоните от нее свиней».

В-четвертых. Необходима мощная долговременная общегосударственная информационная кампания, направленная на повышение престижности учительского труда и медийную поддержку педагогов. Информационная кампания на бюджетные средства. Эти средства окупятся.

Подпишитесь на email рассылку!

В-пятых. На законодательном уровне необходимо ввести ответственность учредителей учебных заведений за количество учительских вакансий в учреждении, создание условий для их плодотворной работы, реальное обеспечение их права на педагогическую свободу. Других путей решения проблемы не вижу.

Отсутствие учителей – реальная угроза национальной безопасности.

P.S. Сейчас в образовании очень модно говорить об управлении школами по-фински. Давайте сначала в государстве начнем беспокоиться об учителе по-фински, а потом – обо всем остальном по-фински

Игорь Ликарчук

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача