Укр Рус

"Крах профтехобразования" - Игорь Ликарчук

26 ноября 2021 349 Печать
Крах профтехобразования - Игорь Ликарчук

Профтехобразование Украины: крах системы стал еще ближе.

К такому выводу прихожу, прочитав статью главы Национального агентства квалификаций Юрия Баланюка. В ней говорится о создании сети квалификационных центров, которые будут «присваивать профессиональные квалификации без необходимости обучения в учебных заведениях».

И, как отмечает автор, речь не идет о «врачах, судьях, полицейских или других профессиях, в отношении квалификаций которых имеется законодательное требование иметь профильное образование», а о рабочих специальностях, которые сейчас являются прерогативой системы профессионального (профессионально-технического) образования.

Другими словами, после того, как такие квалификационные центры заработают, потребность учиться год или три в профессионально-технических учебных заведениях исчезнет.

Можно путем самообразования овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, прийти в квалификационный центр, сдать экзамены и получить «признаваемый государством сертификат о присвоении профессиональной квалификации».

А еще, очевидно, можно научиться определенным навыкам и умениям у конкретного мастера, на конкретном рабочем месте, а также, сдав экзамены, получить сертификат о присвоении квалификации.

У меня нет никаких сомнений в том, что такой подход верен и абсолютно отвечает запросам времени. Утверждаю это, как человек, почти десять лет возглавлявший профессионально-техническое училище, 5 лет - областной Комитет по профессионально-техническому образованию, защитил две диссертации по проблемам управления профтехобразованием, был соавтором многих нормативных и концептуальных документов по вопросам профтехобразования…

Но тот же опыт дает мне основание утверждать и следующее.

1. Решение о создании квалификационных центров - большой и, пожалуй, последний гвоздь в гроб, в котором будет похоронена советская система профтехобразования, которой уже более тридцати лет остается система профтехобразования Украины. И в заведениях которой, каменщика или плиточника (неизвестно какого качества) могут готовить три (!!!!) года. А теперь человек, который захочет стать ХОРОШИМ каменщиком, сможет несколько месяцев попрактиковаться на рабочем месте вместе с мастером, а затем получить сертификат. Между прочим, в необходимости такого или подобного шага я еще в начале 90-х пытался убедить авторский коллектив одной из первых Концепций реформирования профтехобразования, но куда там…

2. Потерпели полный крах т.н. проводимые за последние тридцать лет реформы системы профтехобразования. Ибо, будь они успешными, то не было бы необходимости создавать квалификационные центры. Именно профессионально-технические учебные заведения могли стать тем инструментом «для решения конкретных кадровых вопросов отрасли экономики или корпорации», о котором говорится в статье. Но не стали, хотя государственных денег на «реформы» системы профтехобразования и на зарплаты чиновников, проводивших эти реформы, затратили тьму.

Подпишитесь на email рассылку!

3. Я не сомневаюсь, что создание таких центров (а заинтересованность работодателей в них очевидна, как и очевидна их поддержка со стороны бизнеса), неизбежно обусловит необходимость немедленного пересмотра основных основ функционирования существующей системы профессионального (профессионально-технического) образования. И, если кто хочет, чтобы эта система возродилась, то необходимо наконец-то набраться отваги и принять решение о: а) ее разгосударствлении и приватизации; б) о разрыве принудительного брака системы ПТО и народного образования, заключенного по команде Москвы в 1989 г., и с которого и начался крах системы из-за ее школяризации; в) переориентацию системы по обеспечению социальных функций (в контексте содержания тех, кто не может или не хочет учиться в общеобразовательной школе), на мобильную и эффективную систему формирования профессиональных квалификации.

Обо всем этом я начал говорить еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Но тогда было принято решение реанимировать труп советской ПТО. Чем и занимаемся тридцать лет. Результат известен.

Игорь Ликарчук

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Опрос
Как вы оцениваете работу Шкарлета С.Н.
Голосовать

Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача