Укр Рус

Как проходит родительское собрание в европейских школах

Как проходит родительское собрание в европейских школах

Интернетом гуляет шутка: родительское собрание похоже на встречу секты – люди расходятся затемны, мрачные, молчаливые и без денег в карманах.

"Новая украинская школа" сделала обзор того, как проводятся родительские собрания в некоторых европейских странах.

В странах Европы коммуникация с родителями – это предпосылка эффективности обучения, а семья ученика и его благополучие не менее важны, чем то, что происходит непосредственно в школе.

ИСПАНИЯ

Родительское собрание здесь проводится 3–4 раза в год. Обычно в начале и конце учебного года они общие, когда приглашают одновременно всех родителей.

“Первое собрание проходит, как правило, в течение месяца с начала учебного года, – рассказывает мать двух школьников (10 и 14 лет) Нина Шляхова. – Встреча назначается в школе или в последнее время через карантин в зуме. Учитель подробно рассказывает об учебной программе, учебниках и тетрадях, которыми дети будут пользоваться, запланированы внеклассные мероприятия. Далее родителям предлагают экскурсию по школе: показывают, в каких кабинетах будут учиться их дети, где они будут проводить перерывы, играть, заниматься спортом, гулять”.

В Испании дети проводят значительную часть дня в школе, но имеют двухчасовой перерыв на обед. В это время они могут оставаться в школе и обедать в столовой или иметь свободное время за ее пределами. С родителями, которые оставляют детей на обед в школе, учитель говорит общее меню и стоимость питания.

“Наверное, это единственный финансовый вопрос, который поднимается на родительском собрании в испанской школе, – говорит Нина. – учитель может предложить родителям также приобрести дополнительные рабочие тетради по какому-то предмету, но если кто-то из родителей отказывается, педагог предложит ребенку другое задание для обучения вместе с классом”.

Приблизительно в конце первого учебного триместра учитель приглашает родителей на индивидуальную встречу.

“Все коммуникации с родителями проходят через учебную платформу школы. Родителям присылают приглашения чаще всего по электронной почте. Звонят из школы редко, в основном, если произошла какая-нибудь срочная ситуация. Учитель также никогда не дает персональный номер: если вам нужно с ним поговорить, нужно звонить по телефону на общий номер школы, и педагога вызовут или он вам перезвонит”.

Формат и время индивидуальной встречи согласовывают раньше времени: можно прийти в школу и пообщаться напрямую или встретиться с учителем онлайн.

“На такой встрече будут говорить исключительно о вашем ребенке. Но не будут перечислять его оценки, ведь для этого у каждого ученика и его родителей есть электронные кабинеты. Учитель по вашей просьбе может показать контрольные вашего ребенка. Но общая цель такой встречи в другом – рассказать вам, чем и как живет ваш ребенок в школе, когда вы его не видите. Здесь очень много внимания уделяется индивидуальным особенностям и способностям ребенка, а педагоги внимательно относятся к тому, что происходит не только на уроках, но и на переменах – кто с кем и как общается, кто в каком настроении пришел, как учится и общается со взрослыми, сверстниками”.

Первая часть такой встречи посвящена учебным достижениям ребенка. Родителям рассказывают, в каких дисциплинах и особых успехов, а где нуждается в помощи.

“В испанской школе никогда не ругают из-за неуспеваемости, родителям могут рекомендовать обратить внимание на то, где ребенок нуждается в помощи. Но всегда отмечают, что дополнительные занятия не нужны – нельзя отбирать у ребенка свободное время.

Например, старший сын начал обучение на испанском уже в средней школе, то есть ему сразу пришлось овладевать языком и изучать на нем немало предметов. Учитель отметил то, какой он молодец, и они понимают, как трудно ему учиться на не родном языке. И попросил разрешения говорить с ребенком дополнительно на перерывах, чтобы подтянуть его испанский. То есть, это не были дополнительные занятия, но просто общение с ребенком”.

Второй обязательной темой для разговора с родителями во время индивидуальных встреч есть навыки социализации и коммуникации.

“Учитель рассказывает родителям о своих наблюдениях за ребенком в школе – с кем дружит, как общается, чем интересуется. На основе этих наблюдений педагог может дать родителям рекомендации, на что обращать внимание при общении с ребенком на дому. Иногда в школе родителям выдают памятку о правилах коммуникации с ребенком соответствующего возраста. Но оборотной стороной этой медали может быть корректное, но вмешательство учителя в жизнь семьи. Например, если ребенок печален из-за ссоры родителей, педагог может позвонить родителям и посоветовать не выяснять отношения в присутствии их ребенка”.

Итоговое родительское собрание проходит в конце учебного года. Соответственно, на них проговариваются результаты обучения.

“Могут, например, рассказать, что учеба шла не по тому учебнику, который планировался, потому что детям он не понравился. Или о том, что не удалось реализовать определенные запланированные внешкольные мероприятия или сделать что-нибудь другое. Никакого списка литературы на лето, никаких задач. Могут порекомендовать во время каникул уделить внимание какому-либо предмету, но ни в коем случае не настаивают, потому что убеждены, что каждый ребенок – сформированная личность, нуждающаяся в поддержке, а не постоянной нагрузке”.

ФРАНЦИЯ

Общее родительское собрание во Франции – явление крайне редкое.

“Мои девочки проучились здесь среднюю школу, сейчас одна уже выпустилась, а вторая – заканчивает 10 класс, – рассказывает Лариса Малятер. – И за это время я помню только два общих собрания. Первые были при поступлении в среднюю школу, когда директор представлял нам классного руководителя и преподавателей, рассказывал об образовательной программе, предметах и ​​особенностях школьных правил. Дальше каждый учителей немного рассказывал о том, как будут проходить уроки.

Второе собрание обычно проходит на втором году обучения старшей школы, которая называется лицеем (10-12 классы). Они посвящены профориентации. Обычно первый год обучения в старшей школе для всех одинаков – те же предметы, количество часов. А вот дальше дети делятся на классы по вкусу. Кто-то уже хорошо знает, какое направление выбрать – филологию, естественные науки, медицина и т.д. Но есть и такие, кто не определился. Поэтому родителям объясняют, какие возможности есть в избранном лицее и какие способности учащихся свидетельствуют об их склонности к тому или иному направлению".

О назначенном собрании родителей сообщают заранее, как правило, по электронной почте или через школьную платформу. Родители свободны быть или отказаться посещать мероприятие. Более того, здесь ни в коем случае не будут публично говорить о достижениях или недостатках в обучении отдельных учеников. Если родители хотят узнать оценки своего ребенка, каждый имеет доступ к его электронному дневнику и кабинету на школьной платформе.

“Во французской школе также есть так называемые индивидуальные встречи с учителями. Что-то похоже на наше собрание, когда предметники общаются с родителями относительно успехов их ребенка. Но заодно эта встреча имеет кардинальные отличия. Родителей также заранее предупреждают о таком "вечере общения". Он, как правило, длится 2–3 часа, причем учителя остаются в своих рабочих кабинетах, а родители вместе с детьми совершают с каждым короткое (до 10 минут) рандеву. Но переходят они из класса в класс не толпой и не хаотично, а по четкому графику.

То есть когда ты получаешь приглашение на такую ​​вечернюю встречу, ты предоставляешь классному руководителю перечень учителей, с которыми ты хотел бы поговорить, а он или она уже разрабатывают расписание посещения педагогов. В результате родители получают лист с таймингом, например, в 18.30 – учительница математики, в 18.40 – физики и т.д.”.

Если же у родителей возникает настоятельная необходимость пообщаться с кем-то из педагогов, классным руководителем или директором, они могут позвонить в школу и им назначат встречу в кратчайшие сроки.

“Можно также прийти прямо в школу. Как правило, в школе работает некая служба помощи – непедагогические работники, которые должны решать вопросы, сопровождающие образовательный процесс. К ним могут прийти дети, например, если им срочно нужно позвонить родителям (мобильные телефоны в школе запрещены) или они не могут разрешить конфликт, потеряли физкультурную форму, опоздали на урок, или просто не настроены сегодня – что угодно. Но эти работники помогают и родителям в коммуникации с учителями”.

Обучение в частных школах бесплатное, также из бюджета решается большинство финансовых вопросов по внешкольной деятельности учебного заведения. То есть, почти все экскурсии, походы в музеи и театры, реализация школьных проектов и т.д. не требуют дополнительных дотаций от родителей. Исключение могут быть поездки на дальние расстояния, в другую страну Европы – тогда родители заранее предупреждают о такой школьной активности и запрашивают их согласие на участие ребенка.

СЛОВАКИЯ

Как страна бывшего социалистического лагеря, Словакия наиболее похожа на Украину правилами проведения родительских собраний.

“Они проходят, как правило, 3-4 раза в год (минимум – два). Обсуждаются организационные вопросы – выборы представителей в родительский совет школы, взносы в фонды школы и класса”, – рассказывает мать двух учеников начальной школы Зореслава Цыбко-Ларчик. По словам словацких родителей, в среднем взносы составляют 20 евро в год в фонд школы и столько же – на класс, но раз в полгода. Дополнительно родители ежемесячно оплачивают группу продленного дня и обеды на этот период.

Классный руководитель также сообщает об успешности класса в целом и планах внеклассных активностей (экскурсий, посещения театров, музеев, поездки и т.д.).

“В начале этого учебного года имели офлайн-собрание в школе, – рассказывает Елена Колмыкова, – на которых обсуждали карантинные ограничения, тестирование детей антигенными тестами, использование школьной интернет-платформы, новых учителей. Однако это было не только формальное родительское собрание, но этакая встреча сообщества: дети играли в баскетбол, родители жарили барбекю, и все общались”.

“Накануне собрания, – комментирует Любов Демчук, – родители получают план предстоящей встречи с перечнем вопросов к обсуждению: условия карантина в школе, какие книги нужно прочитать на каникулах и во время учебы, внутренние правила школы, условия поездок и экскурсий. Если учитель видит, что должен донести какую-либо информацию родителям ребенка индивидуально, он или она могут позвонить по телефону, отправить сообщение в оговоренный мессенджер, пригласить на встречу”.

Для оперативного уведомления родителей о результатах обучения используются школьные платформы и приложения. Наиболее распространенным в Словакии является EduPage. Это интерактивная облаковая система, предназначенная для общеобразовательных школ. Ею могут воспользоваться все участники образовательного процесса. Родители и дети получают индивидуальный код доступа у классного руководителя.

Здесь учитель имеет возможность оставлять записи родителям о присутствии ребенка на уроке, проводить дистанционное обучение, вести онлайн-уроки, разрабатывать планы и материалы урока, вести электронные журналы и дневники, оставлять учащимся домашние задания, проводить тестирование и оценивание. А родители, соответственно, могут наблюдать за обучением их ребенка.

Подпишитесь на email рассылку!

ФИНЛЯНДИЯ

Родительское собрание, считают в Ассоциации родителей Финляндии, – не только способ донести информацию об обучении до семьи, но и метод привлечения родителей к активной коммуникации со школой. Педагогам рекомендуют не только предупреждать родителей о времени и месте проведения мероприятия, но и предлагать темы для обсуждения. Родители могут также предложить вопросы об обучении, которые их беспокоят.

“В финских школах 1–3 раза в учебный год проводятся так называемые родительские вечера, – рассказывает старшая консультантка Ассоциации родителей Финляндии Туя Метсо (Tuija Metso). – Они могут быть рассчитаны на всех родителей, родителей параллели или одного класса.

На родительских вечерах обсуждаются актуальные темы, касающиеся школьной деятельности или обучения, например методы оценки, благосостояние учащихся и услуги социального обеспечения, поддержка обучения и школьного обучения или вмешательство в буллинг. Сейчас родительские вечера становятся все более интерактивными, а родители активно вовлекаются в обсуждение”.

Если встреча предусматривает заполнение анкет или ответов на формализованные вопросы, рекомендуется не терять время, а сделать это онлайн заранее. Учителю также следует обратить внимание на комфортную атмосферу во время проведения собраний, например, расставить стулья полукругом или предложить в начале короткое упражнение на знакомство или расслабление. То есть отмечается, что лучше, чтобы атмосфера на родительском собрании была неформальной.

Начало встречи, как правило, – информационное, когда учитель (классный руководитель) знакомит родителей с основными моментами обучения их детей – атмосфера в классе, достижение детского коллектива в целом, взаимоотношения, гарантия безопасности детей и т.д. Далее родителям предлагают обсудить вопрос по “повестке дня”, которую родители получили заранее. Иногда такие обсуждения проводятся в форме групповой работы, результаты которой родители делятся со всеми.

“Примерно 75% школ имеют родительские ассоциации, а во многих классах есть и родительские комитеты. Они могут организовывать выезды, дискуссии, социальные мероприятия и поддержку сверстников. Обучение в Финляндии для учащихся бесплатно, но ассоциации родителей или родительские комитеты могут организовать сбор средств, например, для школ лагеря или экскурсий. Родительские ассоциации также могут участвовать в развитии школы или влиять на принятие решений».

В финских школах также практикуют индивидуальные встречи с родителями, где обсуждаются успехи и траектория обучения ребенка. Они могут происходить как по инициативе учителя, так и родителей и даже самого ребенка. Ведь в Финляндии мнение ребенка считается чрезвычайно важным для эффективного обучения. Поэтому время от времени школа проводит собрание родителей с детьми, где темы для обсуждения может предложить каждый.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача