Укр Рус

Образовательный процесс в условиях войны: опыт Израиля

Образовательный процесс в условиях войны: опыт Израиля

Израиль уже долгое время находится в состоянии войны, за которое граждане научились жить и эффективно действовать моменты реальных ракетных угроз. Страна продолжает развивать практики кризисного реагирования и жизнестойкости. Опытом посттравматического обновления поделилось израильское психологическое и учительское сообщество на портале «НУШ».

Дальше – прямая речь.

«Классы школы – это и есть укрытие»: о протоколах безопасности в Израиле

Небольшой городок Сдерот на юге Израиля расположен в 800 м от Сектора Газы. Несмотря на опасность из-за близости к Палестине, Сдерот растет и перестраивается, там появляются новые районы. Жилье там дешевое, потому сюда едет жить молодежь. Самое главное, что оттуда нет оттока людей, потому что в городе создана надежная система безопасности, а у жителей есть к ней доверие.

В общем, по стандартам во всех домах Израиля должна быть защищена комната, чтобы не бежать в укрытие. Их строят не только в новых домах, но и достраивают такие комнаты в старых домах. Люди туда заходят, закрывают тяжелую дверь, и даже если весь дом разрушится, то все, кто был в защитном кубе, выживут. Эти комнаты любят подростки, потому что там толстые стены, и можно громко слушать музыку.

В Сдерот обычно есть 10-15 секунд от пуска ракеты до ее прилета. Поэтому кроме защитных комнат в жилых домах повсюду на улицах стоят бетонные кубы – для тех, кого тревога застала на улице. Выглядят они хорошо, потому что в городе проводятся конкурсы для художников на роспись этих хранилищ.

На детских площадках построены разные бетонные лабиринты с арматурой. На самом деле это тоже укрытие – если ребенок играет на площадке, то во время тревоги может войти внутрь и спрятаться. В постройках школ окна расположены выше уровня голов детей, чтобы обломки их не ранили. Также вокруг школ стоят красивые бетонные скульптуры, которые действительно предназначены для того, чтобы "ловить" ракеты на себя и не допускать прилетов в школу.

Сами здания учебных заведений – это укрепленные укрытия с утолщенными стенами, потому что нет времени выводить классы. Поэтому при сигнале воздушной тревоги дети сразу падают на пол, прикрывают голову руками по протоколу безопасности. Затем ждут 10 минут и, если нет повторной ракеты, возвращаются к уроку. Частью возвращения и адаптации есть песня, которую ученики поют все вместе.

С учителями занимается специальное педагогическое подразделение армии

В школах направляют силы на то, чтобы в экстренных ситуациях администрация знала, что делать, а учительство не растерялось. Для этого здесь проводят тренинги с педагогами, а через них учат безопасному поведению и детям. В армии Израиля есть специальный род войск – служба тыла, работающая с населением во время чрезвычайных ситуаций. В целом в армии много подразделений, задача которых – помогать жителям страны.

Подпишитесь на email рассылку!

В службе тыла есть даже специальное педагогическое подразделение и военнослужащие-инструкторы по работе с учительством и ученичеством. Они приходят в садики и школы и проводят занятия по действиям в кризисных ситуациях. В целом в учебных заведениях такие кризисные учения проходят дважды в год. Потому что у нас не только войны, но и землетрясения. В частности, такие тренинги активизировали после бедствия в Турции. После военных подключается коалиция Израильской травмы. Они учат людей “первой линии”, как уберечь себя и помочь рядом.

Людьми первой линии мы называем тех специалистов и специалистов, которые работают с людьми – в частности, учительство, спасателей, работников и работниц медицинской сферы и полицейских. В зависимости от того, где расположена школа, несколько изменяются и акценты занятий. Например, в школах и садах недалеко от Сектора Газа больший акцент делают на кризисное реагирование, безопасное поведение, а уже после этого проводят работу по снижению травматизации. Для этого используют терапевтические кружки для детей – в основном с животными.

От лидеров общин – к ученичеству

Жизнестойкость сообществ начинается с их лидеров и лидеров. Мы не работаем напрямую с ученичеством, а учим тех, кого дети видят каждый день – педагогов, а также лидеров общин и организаций. А дальше эти лидеры, которые научились жизнестойкости и имеют ресурс, транслируют это общинам, потому что хорошо знают своих людей.

Система образования в Израиле достаточно закрыта. В школах нет психологов/инь, но есть школьные консультантки и консультанты. А педагогические психологи и психологи работают в городских администрациях. В каждом городе есть психологическая служба, а то и несколько.

Да, в Иерусалиме есть десять районов, и, соответственно, там работают десять психологических служб. Поэтому мы учим работников и работниц этих психологических служб, а они адаптируют полученные знания к школьной специфике и передают их учительству. Мы учим взрослым навыкам жизнестойкости, стрессоустойчивости, включая протокол саморегуляции.

У нас образование, медицина, социальная работа направлены на заботу о работниках и работницах, чтобы они могли одеть кислородную маску сначала на себя, а затем на ребенка. 

Кроме того, наше Министерство здравоохранения утвердило, что курсы повышения квалификации и в целом обучения – это официально признанный и доказанный способ предотвращения вторичной травматизации и выгорания. Поэтому у коллективов есть на обучение соответствующие оплачиваемые дни, а в каждом департаменте организуют такие учения ежемесячно.

4 стихии для регуляции состояния

В Израиле практики жизнестойкости начинаются с "4 стихий" - первого протокола, который человек может применять во время стресса, кризиса или травмы. В такие моменты мы теряем контроль над нашим телом и реакциями, поэтому первая задача – вернуть его и снизить напряжение нервной системы. Протокол состоит из четырех простых упражнений, по названиям стихий:

1. Стихия "Воздух" - управляем своим дыханием с помощью техники "Дыхание за квадратом". 

Глубоко выдохните через рот весь воздух, считая до четырех: один, два, три, четыре.

  • Задержите выдох, считая два: один, два.
  • Медленно вдохните воздух через нос, считая до двух: один, два. Задержите дыхание, считая по два: один, два.
  • Глубоко выдохните, можно считать до шести или даже десяти, пока не выйдет весь воздух.

В других вариантах этого упражнения можно не считать или не задерживать дыхание. Когда воздействие стрессового действия чрезмерно, длину паузы меж вдохом и выдохом можно уменьшить. Главное – сохранить последовательность и делать сначала выдохи, а затем вдохи и выдохи делать длиннее в два и более раза, чем вдохи. Если вы в стрессе и демонстрируете стрессовые реакции, то, вдыхая, вы еще больше обостряете их. Поэтому мы должны сначала выдохнуть, чтобы замедлиться, снизить интенсивность реакции.

2. Стихия "Вода" – пополняем водный баланс.

В стрессе мы не чувствуем, как наши слизистые пересыхают. Стресс может повлечь за собой обезвоживание, а обезвоживание может стать причиной стресса. Чтобы выйти из этой замкнутой цепи, нужно пить больше воды, чая или другой жидкости. Если нет воды, то втягивайте щеки или имитируйте жевательные движения. Это оказывает успокаивающее действие, в то же время начинается процесс слюноотделения.

3. Стихия “Огонь” – возвращаем способность мыслить.

Во время стресса человек имеет туннельное зрение – не может видеть широко, замечать происходящее вокруг и не может принимать ответственные решения. В такие моменты в глазах горит огонь. Поэтому следует покрутить головой из стороны в сторону, посмотреть на какой-то большой предмет на каждой стороне и называть их.

4. Стихия “Земля” – восстанавливаем контроль над телом.

В момент травматических событий тело очень напрягается, сжимается, поэтому необходимо дать ему расслабление и управляемость. Упражнение состоит в том, чтобы поочередно напрягать и расслаблять мышцы. Это называется комплекс мышечной релаксации по Джекобсону. В полевых условиях есть армейское упражнение под названием "насос" - вы поднимаете плечи, напрягаетесь и затем расслабляетесь. Или можно сжимать руки в кулаки, напрягать и затем резко сбрасывать их вниз, словно сбрасывая напряжение.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача