Президентом был подписан Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизмов формирования сети лицеев для внедрения качественного профильного среднего образования".
Какие преимущества и недостатки имеет этот закон? - об этом узнавало издание "Новая украинская школа".
Главные изменения, введенные законом:
НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА
По мнению народного депутата и секретарши Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Натали Пипы, принятый документ свидетельствует не о реформе, а о "смене вывесок".
"Принятый закон является результатом плохого компромисса, на который лично я пойти не смогла, поэтому не поддержала во втором чтении. Есть нормы, с которыми категорически не могу согласиться. Нельзя создать качественный лицей в маленькой общине, где численность населения постоянно уменьшается. Ко второму чтению закон предусматривал минимум 4 класса на параллели в лицее. Теперь минимальное количество уменьшили до 2-х классов (не менее одного - в горной местности) и 3-х профилей. Это мало для создания полноценного и эффективного профильного лицея".
По первоначальному замыслу, каждый уровень школы (начальная, гимназия, лицей) должен был быть отдельно. Однако теперь закон позволяет общинам включать в лицей еще и начальные классы.
"Я понимаю, что маленьким общинам может быть трудно разделять школу на звенья. Но начальная школа в составе лицея - противоречит замыслу реформы и мировой практике функционирования лицеев", - говорит народный депутат.
Директор Львовского ОИППО и заместитель министра образования и науки в 2015-2019 годах Павел Хобзей, считает, что изменения в закон "О среднем образовании" модель профильной старшей школы, предложенная в концепции НУШ, отклонена.
"Концепция НУШ предусматривала создание новой сети академических лицеев. Академические лицеи, как правило, должны быть отделены от основной школы и иметь не менее 4-х классов на параллели (100 учащихся). Это позволило бы действительно перейти на профильное обучение ученикам в старшей школе, создать новую культуру школы в соответствии с концепцией НУШ, создать хорошую материально-техническую базу".
Наличие 4-х классов на параллели в старшей школе это - ключевое требование к старшей профильной школы, чтобы можно было эффективно обеспечить ученикам право выбора профиля, говорит Хобзей.
"Но близость к семье и социальное спокойствие взяли верх над качеством образования и лучшим будущим для учащихся. Ведь при наличии 4-х классов в местностях, где плотность населения низкая, этих школ было бы мало и расстояние между ними было бы значительное".
То есть детям надо было бы жить в пансионах при академических лицеях и только на выходные быть дома с семьей. Кроме того, со сменой сети школ учителям тоже пришлось бы сменить работу.
"В обществе нормально воспринимается, что можно покидать дом и учиться в профессиональном лицее или колледже за пределами своего населенного пункта, а в академическом лицее - нет", - говорит Хобзей.
Он отмечает, что изменения в закон позволяют практически ничего не менять в сети школ ТО.
"Творить старшую профильную школу теперь могут все ТО, которые этого желают, а не только крупные, но новая норма закона, в старшей профильной школе должно быть не менее двух классов и три профиля немного уменьшит количество школ, где есть 10-11 классы, но нового качества не принесет".
Предлагаемая депутатами норма, в лицейских классах должно быть не менее 25 учеников, тоже отклонена. По действующему закону, можно открыть класс с 5 учениками.
Оставить два класса - это популистское решение для того, чтобы оставить систему старшей школы такой же неэффективной, какой она является сегодня, считает эксперт Шведско-Украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине" и бывший директор департамента образования и науки Хмельницкой ОГА Олег Фасоля.
Профильная школа требует более высокого уровня квалификации педагога, больших усилий от государства и местных органов власти.
"Соответственно, это требует и высокой заработной платы педагога, работающего в старшей школе. Поэтому оставлять в старшей школе начальную, среднюю и старшую звена, и платить педагогам в школе разную зарплату - это будет дискриминация учителя".
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦЕЯМ
Закон предусматривает, что с 1 сентября 2027 вводятся новые требования к лицея и производства его образовательной деятельности, выполнение которых должно обеспечить учредитель. В частности:
Требования к созданию академических лицеев четко не прописано в законе, говорит Павел Хобзей.
"МОН будет готовить новое положение о старшей профильной школе (лицей, - ред.). Остается термин лицей, но понятие "академического лицея" изменениями в закон размыто".
Кроме положения, второй важный документ - Государственный стандарт профильной старшей школы (ГСПСШ).
"Теперь создателям ГСПСШ будет труднее. После принятия изменений в закон нужно учитывать реалии существующей сети лицеев. Мало шансов, по моему мнению, утвердить ГСПСШ соответствии с Концепцией НУШ. Опять возникнет бессмысленный, но неизбежный по сети школ "универсальный профиль". Но "правильным" ГСПСШ можно откорректировать ситуацию", - говорит Павел Хобзей.
"Мы думаем, как сохранить доступность ребенка к получению полного общего среднего образования, но не думаем о качестве, - добавляет Олег Фасоля. - Мы всех детей перегружаем учебными предметами. Если даже делаем профильность, то выбор является искусственным, и ребенок приобретает тот профиль обучения, который может предложить школа, и очень часто этот профиль не соответствует потребностям ребенка".
Важна также качественная коммуникация между МОН, областными департаментами образования и общинами, говорит Фасоля.
"Должны быть четкие разъяснения и рекомендации для учредителей и руководителей учебных заведений, чтобы общины легче "пережили" переходный период от образования знаний к образованию умений и навыков. А Закон, я надеюсь, со временем можно будет усовершенствовать".
ЧТО, НЕСМОТРЯ ЗАКОН МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ УЖЕ СЕГОДНЯ
Павел Хобзей говорит, что изменения в закон можно считать положительными для крупных ТО (с населением более 50 тысяч).
"Создание сети академических лицеев соответствии с Концепцией НУШ дает лучшие стартовые условия для старшеклассников - возможность реального профильного обучения. Возрастет мотивация учения у учащихся, а, соответственно, будут лучшие учебные достижения. Легче ТО для небольшого количества академических лицеев обеспечить надлежащую материально-техническую базу. Увеличится эффективность системы образования ТО. Области имеют в пределах имеющихся средств создавать свою сеть академических лицеев. Желательно с широкой географией, чтобы уменьшать расстояния проезда учащихся".
А вот старшеклассников сельской местности изменения в закон принесли в жертву, считает Павел Хобзей. Исследование PISA показало большую разницу в учебных достижениях между учениками городской и сельской местностей в Украине. Изменения в законе эту разницу только углубят.
"После принятия изменений в законе не стоит рассчитывать, что область получит дополнительные поступления в бюджет для функционирования сети академических областных лицеев. В рамках имеющегося бюджета область сможет вместо санаторных школ-интернатов создать областные академические лицеи и может еще несколько дополнительно создать (через рациональное использование средств, - ред.). И это надо делать хотя бы для наиболее мотивированных лучших учеников сельской местности. Но теперь, очевидно, этих лицеев будет немного".
Профильная старшая школа - это та реформа, в которой украинское образование крайне нуждается, говорит Наталья Пипа.
"Это та реформа, которую уже сейчас готовы воплощать в полной мере такие области, как Львовская и Хмельницкая. Их лицее могут стать пилотными и дать пример другим областям".
Сейчас многое зависит от общин, как они будут создавать и обеспечивать сеть лицеев.
"Действующее законодательство и внесенные изменения не запрещают учредителям создавать эффективную сеть старшей школы", - считает Олег Фасоля.
Для этого нужно вести коммуникацию со всеми стейкхолдерами образовательного процесса.
"Прежде всего с родителями - убеждать их, что детям нужно качественное образование, чтобы они в будущем стали успешными. А для этого нужна мощная старшая школа - по количеству детей, материальной базой, кадрово-педагогическим потенциалом. Она может быть одна на общину, а может быть одной на две общины. Это потребует от основателя дополнительных расходов из местных бюджетов, в том числе из государственного бюджета".
Олег Фасоля говорит, что сегодня практика некоторых территорий показывает, что общины готовы экспериментировать и говорить об изменениях. В городе Славута, например, из 8-ми школ только 3 школы имеют третью степень.
"Славута идет к тому, что у них будет один лицей третьей степени. Они не сохраняют старшую школу во всех учебных заведениях".
Или - община Новая Боровая Житомирской области, которая ведет переговоры с соседними общинами, чтобы создать новый лицей на основе соучредительства и софинансирования. Также 10 общин Хмельницкой области работают над сетью старшей школы.
"Закон "Об образовании" говорит, что сеть учебных заведений формирует учредитель. Основателям надо показать, что значит правильное формирование сети, которые являются выгоды и преимущества.
Одна из задач образовательного проекта СКЛ - создание сети старшей школы. В областях мы проводим встречи, рассказываем о преимуществах и будем искать лучшие практики создания таких сетей на территориях для того, чтобы сформировать критическую массу стейкхолдеров, которые понимают необходимость и неотвратимость прогрессивных и радикальных изменений в сети старшей школы для достижения результата.
Тогда, независимо от того, будут ли 2 класса и 3 профиля выписаны в законе, основатели будут стремиться делать эффективную сеть старшей школы, имея положительный опыт, - считает Олег Фасоля.
Эта критическая масса позволит сделать изменения в сфере образования в старшей школе".
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом