Укр Рус

Какие зарплаты получают учителя в Польше, Литве и Эстонии?

Какие зарплаты получают учителя в Польше, Литве и Эстонии?

Реформа зарплат учителей в странах бывшего социалистического лагеря началась неравномерно: в Польше она состоялась в 2002 году, в Эстонии - в 2013, в Литве - в 2016 году.

Об этом пишет издание "Новая украинская школа".

ПОЛЬША

В Польше никогда не было подобной советской системы со ставками. Учителя имели индивидуальные контракты, говорит старший консультант по вопросам образования шведско-украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине" Ян Герчинский.

"Польские школы имеют широкую педагогическую автономию, однако юридическая автономия слаба, и нет финансовой автономии. Польские директора не должны зарабатывать деньги, это не их задача. Деньги - ответственность общины. А директор должен решать вопрос школы", - говорит Ян Герчинский.

Система оплаты труда учителей в Польше является результатом системной реформы, начатой в ​​2000 году:

  • повышение престижа педагогической профессии;
  • увеличение зарплаты учителей;
  • стремительное прогрессирование заработной платы учителей для мотивации к постоянному профессиональному развитию;
  • внедрение принципа, согласно которому лучшие учителя могут зарабатывать больше.

Подпишитесь на email рассылку!

Учительство в Польше имеет четыре профессиональных уровня: стажер, контрактованый учитель, предназначенный учитель, дипломированный учитель. Зарплата зависит от профессионального уровня. Учителей трудоустраивают сначала на определенный срок, а потом бессрочно.

"Закон определил, как переходить из одной категории в другую, то есть как учитель может стать лучшим, но не определил, как может стать хуже. На практике все эти требования стали формальными, появился черный рынок документов и сертификатов. Учитель мог купить себе портфолио", - рассказывает Герчинский о минусах такой системы.

Также в Польше было много дискуссий о том, кто будет устанавливать индивидуальные зарплаты учителям и какова будет автономия в принятии таких решений. Профсоюзы доказывали важную роль национального правительства, а реформаторы хотели делегировать значительные полномочия местным органам власти как основателям школ. Роль и инициатива директоров школ в этой области всегда были ограниченными.

После долгих дебатов разработали инструменты контроля для национального правительства в форме общедоступных специальных отчетов о фактических зарплатах учителей.

"Государство дает местной власти сильную автономию - например определять уровень зарплат, - но регулирует то, чего они должны достичь. Общин очень много, и они разные. Надо понимать, что децентрализация - это процесс обучения".

Основной источник средств на образование - образовательная составляющая общей субвенции. Ее выделяют всем местным органам власти в расчете на ученика и утверждает ежегодно Министерство образования. Однако образовательная субвенция - это часть общего дохода органов местного самоуправления, поэтому ее могут использовать не только на образовательные нужды.

Дополнительные источники средств на образование - доходы учебных заведений (полученные от аренды школьных помещений, продажи продуктов и услуг профессионально-технических училищ, различные сборы) и взносы из местных бюджетов.

"Школа не имеет своего счета. Бывает, что они имеют свободные площади и сдают в аренду в выходные. Однако эти деньги принадлежат не школе, а общине. Поэтому община уже сама решает, как распоряжаться этими деньгами - отдать другим, более бедным школам, или разбить на части и что-то в качестве поощрения оставить школе, что сдает помещения в аренду.

Если родители учеников хотят что-то подарить школе, они этого тоже не могут сделать. Подарки может получать только община, которая будет распоряжаться, что с ними делать. Хочешь что-то дать - дай обществу, а не директору", - говорит Ян Герчинский.

Ежегодно министр национального образования издает указ, согласно которому устанавливается минимальный уровень базовой зарплаты учителей в зависимости от педагогического образования и профессионального уровня учителя.

Кроме минимальных зарплат учителей, правительство определяет и обязательную минимальную среднюю зарплату учителей (без надбавок). Эти обязательные средние зарплаты оценивают отдельно для каждого учредителя школ и для каждого профессионального уровня учителей.

Основатели школ обязаны обеспечить, чтобы фактические средние зарплаты учителя не были ниже обязательного минимального среднего значения. Базовая сумма в 2018 году составила 2900,2 злотых (647 евро), в 2019 - 3045,21 злотых (680 евро), а в 2020 году была равна 3537,8 злотых (примерно 790 евро).

Обязательная средняя зарплата учителей в 2020 году составляла для стажера 3538 злотых (примерно 790 евро), а для дипломированного учителя - 6510 злотых (1452 евро).

Ответственность каждого учредителя государственных школ заключается в том, чтобы фактическая средняя зарплата всех учителей в их школах (с учетом доли ставок учителей, которые не работают полностью), для каждого профессионального уровня по крайней мере равна обязательной минимальной средней.

Зарплата состоит из следующих элементов:

1. Базовая зарплата.

2. Надбавки к базовой зарплаты: за стаж, мотивационные, функциональные (для руководителей школ, других руководящих должностей для классных руководителей), за тяжелые условия труда.

3. Платежи за уроки более недельной нагрузки (18 уроков по 45 мин.) и временные замены.

4. Премии и доплаты: премии учителям и школьным директорам, надбавка для сельских школ, помощь на отдых, летняя дополнительная зарплата (так называемая тринадцатая зарплата, которую выплачивают в марте), премия за начало работы в качестве стажера, юбилейные награды (после 20, 25 , 30, 35, 40 лет работы), награда за получение почетного звания профессора образования, выходное пособие (в случае выхода на пенсию или по профессии).

ЭСТОНИЯ

Эстония и Литва унаследовали советский подход к оплате труда учителей - систему ставок. Она определяет индивидуальную зарплату учителей на основе еженедельной нагрузке и таких факторов как количество проверенных тетрадей.

Переход от ставок к современной системы оплаты труда учителей оказался сложным для Эстонии, сопротивление оказывали преимущественно сами учителя.

Правительство и ассоциация учителей договорились, что педагогам обеспечат минимальную зарплату для отрасли, отменив ставку. Минимум должен подниматься каждый год минимум на 10%.

Это был компромисс, в это время нужно было реформировать учебную систему, говорит внештатный советник Министерства образования Эстонии Анзори Баркалая.

"Сначала было профессиональное, а не политическое движение. Творческие союзы и форум учителей совместно подняли дискуссии в обществе о необходимости преобразований в образовании", - говорит он.

По его словам, учителя в Эстонии всегда имели высокий статус и были энтузиастами.

"Люди хотели перемен и делали их бесплатно. Правительство привыкло к этому, поэтому долго зарплату учителей не поднимали. Так было до начала 2000-х. Впоследствии зарплаты начали существенно расти".

Муниципальные учебные заведения в Эстонии финансируется из местных бюджетов. Однако центральное правительство выделяет им образовательные компоненты из целевых субвенций, которые распределяют на основе количества учеников в муниципальных школах. Процедуру оплаты труда директоров и всех педагогических разрабатывают и утверждают местные власти.

Основатель школы определяет зарплату директора школы. По данным CV-online statistics, ежемесячная зарплата директора школы колеблется от 1053 до 2185 евро. А вот зарплату учителя определяет директор.

Эстонцы сделали ставку на укрепление его позиций как ключевого агента повышения качества школы. Директор школы с каждым учителем заключает договор, в котором определяет уровень зарплаты.

Директор также распределяет роли и нагрузки учителя.

"Школы, где есть эффективные директора, поняли, что значит свобода и как ее использовать. Те учебные заведения, которые принимают участие в международных проектах, получают дополнительные средства. И за этот счет школы могут привлекать хороших специалистов. Родители это также видят и стремятся отдать в такие школы своих детей", - говорит Анзори Баркалая.

"Эту система легко испортить, поскольку, кроме доверия, возникает вопрос - кто должен контролировать, не злоупотребляет ли своими обязанностями директор? - отмечает в противовес Ян Герчинский. - Дать автономию директору - это первый шаг. Их надо тщательно подбирать. Директору нужно обеспечить поддержку, особенно в течение первых 5-10 лет".

В рамках реформы оплаты труда отменили недельную нагрузку учителей, а зарплату сделали независимой от количества уроков или опыта преподавания. Зато зарплата зависит от квалификации, сложности преподавания и предмета (например, сколько предметов ведет учитель, руководит кружками и т.д.).

Чтобы предотвратить злоупотребления, эстонские реформаторы определили минимальную национальную зарплату учителей. Если в 2011 году она составляла 644 евро, то в 2020 году - 1315 евро.

Министерство образования и исследований Эстонии использует 35 рабочих часов в неделю для расчета минимальной зарплаты учителей. Однако, количество учебных часов в неделю, другие задачи в школе и уровень заработной платы каждого учителя определяет директор.

С осени 2013 рабочее время учителей предусматривает: подготовку к урокам, их проведение, оценку работы учащихся, учебные визиты, подбор и адаптацию учебных материалов, профессиональные встречи, повышение квалификации, руководство классом, наставничество младших учителей и тому подобное.

ЛИТВА

В Литве ключевой дискуссией было определение задач и разновидностей деятельности, за которые учителям платят деньги. Начиная с унаследованной советской модели оплаты труда только за количество проведенных занятий в неделю, литовские реформаторы медленно расширяли "оплачиваемые" обязанности учителя.

Также ввели в первые два года работы в школе уменьшение количества преподавательских задач и незначительные финансовые премии.

Учитель имеет 36 часов работы в неделю. Эта нагрузка состоит из:

  • контактных часов: непосредственно обучения, проведения занятий или сессии неформального образования;
  • планирование учебной деятельности;
  • подготовки к урокам;
  • оценивания учебных достижений учащихся;
  • классного руководства;
  • повышение квалификации;
  • мероприятий для школьного сообщества.

Заработная плата состоит из двух компонентов:

1. Постоянная часть, определенная на национальном уровне с учетом национальной базовой заработной плате и системе коэффициентов.

2. Переменная часть, определенная на местном уровне.

Постоянная часть исчисляется как произведение основной заработной платы на соответствующий коэффициент (в зависимости от квалификации, опыта).

Есть 4 квалификационные категории: обычный учитель, старший учитель, учитель-руководитель (методист), учитель-эксперт. Учителя получают квалификационные категории после аттестации, порядок которой определяет Министерство образования, науки и спорта.

Базовая заработная плата определяется ежегодно в национальном коллективном договоре всех работников госсектора.

Учитель-начинающий без квалификации, работающий полный рабочий день, имеет 1130 евро, тогда как учитель-эксперт из более чем 25-ю годами опыта получает 1586 евро.

Переменная часть зарплаты может включать три элемента:

  • Надбавка за сложную работу (например, работу с учащимися с особыми образовательными потребностями). Ее устанавливает директор школы, если в бюджете школы есть средства. Она может составлять до 30% зарплаты.
  • Премия в размере 100% зарплаты, не более раза в год. Эту премию назначает учителям директор, если в школьном бюджете достаточно средств.
  • Доплаты за дополнительную работу (например, замена другого учителя).

Отдельный набор коэффициентов заработной платы распространяется на директоров школ и их заместителей. Эти коэффициенты определяются в зависимости от количества учеников в школе, опыта и сложности работы.

Подпишитесь на email рассылку!

Дополнительные факторы, которые учитывают при определении коэффициента зарплаты директора: продолжительность управления школой, независимо, является ли школа специальной, имеет ли специальные классы, количество учебных программ в школе.

Коэффициент зарплаты директора школы определяет ежегодно основатель школы на основе оценки его / ее работы за предыдущий год, оценки выполнения его / ее задач, результатов, достигнутых школой в соответствии с согласованными показателями оценивания, а также его / ее способности выполнять функции, установленные в должностной инструкцией.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type