На основании обращения родителей ребенка из ООП в учебное заведение в школе создается инклюзивный класс. При необходимости в штатное расписание заведения вносятся изменения, в частности вводится дополнительная ставка ассистента учителя. Также учебный процесс ребенка по ООП может сопровождать ассистент ребенка. Какие обязанности имеет ассистент учителя и ассистент ребенка в инклюзивном классе, разъясняют на портале «НУШ».
Главные отличия между ассистентом учителя и ассистентом ребенка:
- ассистент учителя – это педагогический работник и участник образовательного процесса, а ассистент ребенка не является педагогическим работником, а участником образовательного процесса может стать только при условии допуска к нему;
- ассистента учителя принимает на работу руководитель учебного заведения по трудовому договору в соответствии с действующим законодательством, а ассистент ребенка не назначается на должность – им может быть один из родителей (или другой законный представитель) ребенка или уполномоченное ими лицо, социальный рабочий;
- ассистент учителя, как педагогический работник, в практической деятельности руководствуется частями 1–3 статьи 54 Закона Украины «Об образовании» и статьями 22, 24, 40, 43, 49 Закона и т.п., в частности, в части квалификационных требований, прав и обязанностей, а список его должностных обязанностей определяется должностной инструкцией. В то же время ассистент ребенка руководствуется частью 4 статьи 54 Закона Украины "Об образовании", Условиями допуска ассистента ученика (ребенка) к образовательному процессу для выполнения его функций и требования к нему, а также заключенным договором (или несколькими договорами);
- ассистент учителя обеспечивает личностно ориентированное направление образовательного процесса для учащегося с особыми образовательными потребностями, а ассистент ребенка обеспечивает социальные потребности такого учащегося.
Исходя из вышеперечисленного, обязанности ассистента учителя должны быть прописаны в должностной инструкции, утвержденной руководителем школы. Обязанности ассистента ребенка изложены в договоре о предоставлении социальной услуги сопровождения во время инклюзивного обучения.
Ассистент учителя не заменяет собой учителя, ведущего урок, и не может самостоятельно определять задачи и оценивать учебные достижения, а должен работать в партнерстве с учителем, помогать в создании инклюзивной образовательной среды и содействовать обучению всех учащихся класса.
Ассистент ученика (ребенка), независимо от этого один из родителей или социальный работник, обязан, в частности:
- заботиться о физическом и психическом здоровье ребенка с особыми образовательными потребностями и не допускать каких-либо форм физического и психологического насилия, унижения чести и достоинства, дискриминации по какому-либо признаку;
- получать информацию об изменении режима дня ребенка и изменении режима работы учебного заведения, расписания занятий/уроков, введении карантинных ограничений.