Малым детям интересно исследовать мир. И в школе детям все чаще приходится уступать своими интересами ради оценок и успеваемости.
"Новая украинская школа" расспросила учителей о том, как они борются с нехваткой заинтересованности обучением в своих учеников.
ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Познавательный интерес - это необходимость выжить, обусловленая эволюцией, говорит учитель физики и астрономии Черновицкого городского лицея №1 и победитель Global Teache Prize Ukraine 2017 Пауль Пшеничка. Человек, когда приходит в этот мир, должен выжить. Он исследует, смотрит, что делается вокруг, копирует.
"Другой вопрос, что этот интерес отражают сначала родители, потом - начальная школа, когда инициативу детей приглушают, затем - мучительный переход из начальной в среднюю школу, когда ребенок теряется. Многие дети не выдерживают эти обстоятельства и опускаются на простые рефлексы - видеоигры, соцсети, алкоголь и тому подобное. А дальше удержать интерес очень тяжело".
Но есть такие, которые прорываются: "Я убедился, что у гениев внутри есть пружина, они знают с самого начала, что хотят. Они настолько последовательно и неуклонно следуют внутреннем призванию / драйву, которые просто невозможно остановить".
Когда речь идет о заинтересованности, то первое, что бросается в глаза, - даже не то, о чем говорит ребенок, а как он говорит, рассказывает сертифицирована тьюторка, преподаватель интегрированного курса Nature Sciences, объединяющий химию, физику и биологию, в альтернативной школе Schooling Ольга Казакова.
"Тон голоса повышается, ребенок может говорить быстрее, глаза расширяются, появляется улыбка. И не надо быть психологом, чтобы это заметить".
Сейчас дети преимущественно живут в состоянии "здесь и сейчас", говорит Ольга. Они не очень хотят задумываться о том, что будет потом.
"Сегодня, когда все слишком непредсказуемо, якобы надо быть ко всему готовым, но одновременно успеть получить удовольствие от того, что интересно прямо здесь и сейчас, потому что потом никто не знает, как оно будет".
Это любопытство, которое рождается в момент, надо хватать, убеждена учительница.
"Можно зайти через точку интереса. Первое, что я всегда спрашиваю у своих учеников: "Что вам интересно вообще, если не школа и не предмет. Чем вы живете?"".
СОВЕТЫ, КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА УРОКОМ
Учительница математики и информатики специализированной ООШ №2 Чернигова Оксана Коваленко говорит, что интерес к обучению можно условно разделить на две части: стимулирование интереса во время урока и пробуждение интереса к предмету.
"Если речь идет об уроке, то я применяю различные интересные элементы. Если это делать постоянно, то дети к этому привыкают и ждут. Например, в математике подпитывать интерес урока можно нестандартными задачами. Часто предлагаю задачи-загадки на английском языке. Тогда развивается билингвальнисть и дети быстро включаются. Также создаю ребусы. Это оживляет интерес детей".
Пауль Пшеничка тоже часто начинает урок с загадок-головомолок.
"Предлагаю решить, что лишнее в ряду: конь, стол, курица, коза. Одни говорят - стол, потому что неодушевленный предмет, другие - курица, имея две ноги. То есть, в этой задаче есть два варианта решения. Так мы потихоньку начинаем оживать. И тогда я перехожу к теме. Просто надо с детьми разговаривать".
Начинать надо с простых, но контраверсионных вопросов, которые пробуждают воображение и являются необычными, советует учитель. Вокруг этого начинается дискуссия, и тогда плавно можно переходить к более серьезному - писать формулы, решать задачи. А потом делаем перерывы, во время которых говорим на разные темы.
На заинтересованность обучением влияют:
Когда интересно учителю, тем легче заинтересовать учеников, говорит Ольга Казакова.
"Любопытство заразно. Если мне интересно, я так увлекательно рассказываю, что и детям становится интересно. Это работает и через собственную открытость, когда дети смело приходят ко мне и делятся тем, что им интересно".
СОВЕТЫ, КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ПРЕДМЕТОМ
Учителью важно удерживть эмоциональную связь с учениками, говорит Оксана Коваленко. Хотя в больших классах завладеть вниманием всех учеников невозможно.
"Кому-то нравится, а кто-то остается равнодушным. Учитель является вдохновителем, но и для него важно чувствовать любовь к своему предмету".
По словам учительницы, надо открывать красоту своего предмета - показывать разные грани и элементы.
"Если мы говорим о навыки будущего и успешного человека, то нужна хорошая математическая база. Машинное обучение построено на математике. И я так стучусь к родителям и детей - если ты хочешь быть успешным, у тебя должно хорошо работать логистическая машина, ты сам должен научить компьютер программировать. Мы к детям обращаться не старыми догмами, а вызовами будущего".
Пауль Пшеничка советует начинать знакомство с физикой из интересных опытов - от простого уровня созерцания к серьезному практического исследования.
"Один из моих методов - сделай то, опыты, расскажи и объясни товарищам", - говорит учитель.
Физика - сложный предмет, однако всем надо давать возможность увлечься ею.
"У меня был довольно сложный 11 класс. Мы шли по разным уровням: для продвинутых выше среднего и базовый. Но обязательно я предлагаю сложные вопросы в целом. Они могут быть вопросы для детского сада или для академика, и неизвестно, кто первый решит. Эти вопросы вызывают интерес у школьников".
Свой стиль преподавания учитель сравнивает с беседой.
"Я посылаю ученикам план урока заранее. Они могут хорошо подготовиться и по этой канве мы разговариваем. Это происходит как совещание в штаб-квартире НАСА. И так каждый урок. Ученикам это нравится. Надо правильно подобрать ступени к лестнице, которой поднимаешься".
ИНТЕРЕС ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ
Есть дети, которые немотивированны учиться, но у которых еще можно пробудить интерес, уверена Оксана Коваленко.
"Частая проблема при изучении математики состоит в том, что есть часть детей, которые говорят: "Я ненавижу математику". Я всегда их родителям говорю: "Проблема в том, что ребенок уже давно и долго не понимает". Это глобальная проблема, и с ней надо работать индивидуально. Непонимание накапливается, и потом это может перерасти в комплекс или нелюбовь к предмету".
По мнению учительницы, проблема нашего образования в том, что дети учатся в больших классах.
"Когда ты очень хочешь объяснить и изложить тему, то есть существенный слой детей, которые уже на определенном этапе перестали понимать математику, а следовательно - они уже немотивированные и безразличны. С такими детьми в классе мы почти ничего не можем сделать. Они утонули в безразличии к обучению".
Обучение - это движение навстречу друг другу. Когда идет только один и когда родители не интересуются и не занимаются ребенком, то восстановить интерес достаточно сложно. Должно быть взаимодействие между учителями, родителями и детьми. Ученик сам должен захотеть попробовать. А как только ребенок начинает понимать предмет, она видит красоту математики.
Важен баланс между новизной и узнаванием, говорит Ольга Казакова.
"Трудно что-то учить, когда новизны много, а узнавание мало. Познавательный процесс идет без перенапряжения нервной системы и мозг может овладевать то новое, если баланс выдержан, то есть когда достаточно узнаваемого и новизны. Поэтому важно объяснять сложные процессы детям, которые не имеют достаточной базы, через аналогии и тренды".
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРЕНДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Учитель, украинского языка и литературы киевской школы "Мидгард" и НПК №157 Александр Черкас говорит, что учитель не только может, но и должен быть примером саморазвить и мотивированного личности для учащихся.
"Для успешного и эффективного изучения украинского языка и литературы изобретать велосипед не нужно. Начать стоит с самых элементарных шагов: установить украинский язык в настройках гаджетов, украинизировать свои страницы в соцсетях, читать и слушать украинские тексты и песни, смотреть украиноязычных блогеров и блогерок тому подобное. Это все можно сделать за несколько минут, по дороге в школу. Главное - сделать свой предмет модным и самому быть в тренде".
Александр - активный пользователь соцсетей: "Там я демонстрирую миру все, что происходит не только на моих занятиях, но и в личной жизни. Вообще, давно использую соцсети в образовательном процессе. Именно они оживляют обучение".
Например, среди задач, которые выполняли дети, создать профиль писателя / главного героя художественного произведения в Фейсбуке, провести прямые эфиры, записать сториз, пройти онлайн-тестирование по украинскому языку по новому правописанию.
"Приятно, что мои новации перенимают педагоги и педагогини из других городов, сел, моя инста-методика уже несколько лет помогает интересно изучать украинский язык и литературу".
Отслеживает тренды и Ольга Казакова: "Дети сегодня следят за мировыми трендами наравне с взрослыми, а то и лучше. И не только о моде и развлечения, а и о технологиях - когда вышел новый айфон, куда запустил свою ракету Маск и т.п.".
Осведомленность в трендах, которыми интересуются дети, помогает учительнице связывать их с учебным материалом.
"Например, я объясняла схему фотосинтеза на примере игры в Мафию. Все составляющие этой схемы мы превратили в персонажей игры. Световая фаза фотосинтеза - это когда город работает. Темновая фаза - город спит, мафия работает. Тогда появляется простой элемент чего-то знакомого, потому что Мафию знают все".
Дети быстро ловят тренды и включаются в них.
"Им интересно участвовать в челлендж в ТикТок, ведь интерес - это эмоциональная энергия, смешанная между возбуждением и страхом", - говорит учительница.
Хорошим примером на уроках физики, когда речь идет о балансе сил в динамике и равновесие может быть Water Bottle Flip challenge.
"Как только я скажу: "Это же то же самое, что и Water Bottle Flip", дети сразу включатся. И узнают, какой расклад сил должно быть и с какой скоростью надо бросить бутылочку, чтобы она, приземлившись, осталась в вертикальном положении".
Благодаря логической привязке к чему-то популярному у детей включается интерес.
"Аналогии приходят сами собой, если есть два условия: я хорошо понимаю суть явления, которое объясняю, и я ориентируюсь в трендах".
ПРАКТИКОРИЕНТОВАНИСТЬ И ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТА, А И ПРОЦЕССА
Главная задача школы - научить детей учиться. А если ребенок это осознает, то это уже победа, говорит Оксана Коваленко. Часто бывает, что сложные темы в математике даются труднее, поскольку ребенок не понимает, как эти знания пригодятся ему в будущем.
"Например, в 8 классе дети изучают параметры. Тема им дается с трудом. Но говорить, что параметры - это программирование и физика. Через "не хочу" надо накопить понимание и натренироваться. Тогда будет переход из количества в качество".
"Зачем мне это надо?" - частый вопрос, который слышат от учеников учителя.
Пауль Пшеничка говорит: "В 10 классе мы изучали, как работает крыло самолета. И кто-то говорит: "Я не собираюсь быть авиаинженером". Говорю: "Хорошо, а врачом хочешь?". Опять "нет" в ответ. А здоровым? - Да. Тогда закон Бернулли, который касается движения жидкости в трубе, важно знать. Когда есть сужение в трубе и нужно протолкнуть эту жидкость, то для этого надо поднять давление. Ученик тогда замечает, что у его отца давление высокое. А давление высокое, потому что где сосуды сузились. Так и работает закон Бернулли".
Ольга Казакова говорит, что ориентированность на результат в обучении, часто нивелирует сам процесс, так как дети очень боятся ошибаться, зная цену ошибки.
В нашем образовании есть двойной смысл, говорит она: "Все отмечают, что знания важны. С другой стороны, важна оценка в аттестате. И сознательно или подсознательно и родители, и учителя ориентируют ребенка на оценку. Возникает диссонанс. С одной стороны, есть ориентация на результат, но достичь его без ошибок невозможно. Однако, ошибка в тесте стоит много, то есть цена этой ошибки получается большой. А когда ошибке придается большое значение, то у детей появляются страх, нежелание ошибки, злость на себя, что допустил ошибку".
Поэтому ученикам важно показывать не только практичность того, что они учат, но и захватывать процессом, ориентировать не только на оценку.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом