В результате полномасштабного военного вторжения России система образования Украины оказалась в новых реалиях функционирования. Ежедневные вызовы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, создают существенные препятствия для обеспечения качества образования, как следствие повышается уровень образовательных потерь. Как определяются учебные пробелы в знаниях соискателей образования? Какие подходы искать в действующем украинском законодательстве? Как исследовать и наверстывать образовательные потери? На эти вопросы ответил Глава ДСКО Руслан Гурак в интервью Порталу «Педрада».
Руслан Гурак отметил, что, прежде всего, следует определиться с ключевыми понятиями. В мире пока нет унифицированного подхода к определению и способу измерения образовательных потерь.
К вспышке пандемии COVID-19 исследования касались именно учебных потерь, которые должны повлечь за летние каникулы. Среди ученых стало популярным понятие "summer learning loss": за три месяца летних каникул ученики могут терять до месяца академического прогресса, однако эти потери почти нивелируются, если ученик хотя бы раз в две недели вспоминает материал, который ему преподавали в школе, или посещает пожилой лагерь, а родители способствуют такому самообразованию.
После начала пандемии COVID-19 об учебных потерях заговорили в другом контексте – учитывая длительные закрытия школ и рассуждая об эффективности дистанционного обучения. Однако и эта дискуссия не продемонстрировала терминологическую согласованность.
Чаще западные исследователи предлагают два понятия:
В публичном словаре образовательных реформ учебные потери определены как потеря знаний и навыков, академический регресс из-за определенных перерывов в обучении. В то же время пробелы/разрывы в обучении – это различия между фактическими результатами, академическим прогрессом ученика и ожидаемыми результатами, устанавливающими стандарты или предусмотренные среднестатистическими данными.
Новый и соответствующий современным реалиям термин «незавершенное обучение/неполученные знания», под которым подразумевается отклонение от ожидаемого результата в обучении, но, в отличие от всех других упомянутых выше терминов, он в своей семантике не содержит признаков необратимости.
Украинским законодательством определено понятие «результаты обучения», необходимые для перевода учащихся на следующий учебный год и выполнения требований государственных стандартов. Перевод учащихся на следующий год обучения осуществляется на основании результатов итоговой оценки учащихся, государственной итоговой аттестации.
Руслан Гурак отмечает, что учредители, руководители школ и учителя законодательством обязаны принимать исчерпывающие меры для выполнения учащимися соответствующих государственных стандартов и определенных ими требований к обязательным результатам обучения.
На государственном уровне необходимо заложить дополнительные возможности общинам и школам по преодолению недополученных знаний. Одним из возможных вариантов может стать образовательная субвенция на часы вариативной составляющей, в частности индивидуально-групповые занятия, ведь не каждая община может профинансировать такие расходы. Компенсировать пробелы в знаниях можно путем самостоятельной обработки учебного материала, то есть напрямую зависят от ответственности, способности, умений и навыков детей и их родителей.
В то же время ДСКО осуществляет постоянный мониторинг состояния качества образования, позволяющий своевременно реагировать в пределах своих полномочий.
Весной 2023 года планируется проведение двух исследований:
В конце текущего года запланировано проведение исследования социальных и эмоциональных навыков учащихся 10-ти и 15-ти лет совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом