 
                 
                    Преподавательница Александра Журавлева работает в Канаде и делится информацией о местных школах и процессе обучения.
Дифференцированное обучение и "учебные центры".
Мои первые впечатления от увиденного на практике в школе Боукрофт. Учительница начала урок грамотности повторением - 5 мин, тогда новый материал - 15 мин, затем на экране показала табличку с именами детей. "Покажите мне  "пальчик вверх", если вы знаете куда идти ", - и все дети подняли пальчики вверх. "Вперед", - и ученики разошлись по уголкам. 4 взяли какие-то коробочки и последовали за учительский стол, 4 сели за компьютеры, 3 сели в углу на полу с книжками, 3 пошли работать с ассистентом мес Бетти, еще 3 остались по своим партами, и взялись рисовать и подписывать свои рисунки.
 "пальчик вверх", если вы знаете куда идти ", - и все дети подняли пальчики вверх. "Вперед", - и ученики разошлись по уголкам. 4 взяли какие-то коробочки и последовали за учительский стол, 4 сели за компьютеры, 3 сели в углу на полу с книжками, 3 пошли работать с ассистентом мес Бетти, еще 3 остались по своим партами, и взялись рисовать и подписывать свои рисунки.
Что они делают? Я тихонько подседала к каждой группке, подглядывала и подслушивала. Через полчаса учительница покалатала колокольчиком и "Руки на голову". Ученики получили четкие инструкции, положили все на свои места (тетради, книги, наушники) и вернулись за парты. Те трое, которые самостоятельно рсовали - писали, вышли к доске, прочитали свои предложения, а весь класс им поаплодировал. Опять  "пальчик вверх","вперед"- и начался второй раунд "учебных центров".
 "пальчик вверх","вперед"- и начался второй раунд "учебных центров".
"Где-то я такое уже видела..."
"Учебные центры" - это не про организацию пространства, мебели или ресурсов в классе. Это учебная стратегия и она об организации работы учащихся. Класс разделен на группы и в течение 30 мин каждая группа имеет свою задачу в своем "центре":
1. За учительским столом (вместе с учителем) прорабатывают новый материал (звуки в и оу): сортируют рисунки, слова, печатают эти слова маркером на столе, читают короткие тексты, читают книги, которые раздает учитель.
2. За компьютерами играют в игру - монстрик перелетает с планеты на планету и читает слова. Чем больше прочитанного - тем выше уровень в игре.
3. С ассистентом работают в тетрадях: пишут слова, предложения (ассистент присутствует постоянно на уроках грамотности и математики потому что в классе 9 инклюзивных детей).
4. Читаем другу. На полу вполголоса по очереди читают друг другу свои книги. Спорят, кто первый, поэтому на кулачках играют "камень, ножницы, бумага". Кто выиграл, тот и начинает читать.
5. Самостоятельная работа. Оставшиеся по своим партами имеют несколько опций на выбор: зеленую тетрадь - нарисовать рисунок и подписать несколько предложений, красную тетрадь - прочитать текст и выполнить задание. Если за неделю и в красной, и в зеленой задачи выполнены, то можно взять игру - пазлы со словами, или лего с буквами.
Daily 5 - Ежедневная пятерка, так называет эту стратегию Шона, хотя и признает, что многое видоизменила, и поэтому это скорее Учебные центры.
"Я так работаю уже 3 года. Мне нравится, потому что могу видеть и "чувствовать" каждого ученика в отдельности и подобрать то, что подходит именно для него. Daily 5 предусматривает 5 рабочих групп. Я весь сентябрь присматриваюсь и изучаю детей, затем делю их на группы согласно их умений и возможностей, поэтому у меня есть "слабая", 2 "средних", 2 "сильных" группы - детям я этого не озвучиваю. На грамотности и математике группы разные. Начиная с октября, работаем Учебными центрами.
Мне удобно, потому что к грамотности и математике (15 уроков в неделю) я готовлюсь в основном в пятницу после уроков: ищу и печатаю тексты, задачи, слова, картинки, игры. И за 3 года уже подсобирала достаточно. В понедельник 15-20 мин объясняю новый материал, а дальше по кругу всю неделю.
Так как по грамотности имеем 2 урока в день, то делаю 2 раунда Daily 5 (10 раундов в неделю). Дважды в неделю ученики работают в каждом учебном центре по 30 мин. По математике только 1 урок в день, поэтому и 1 раунд (5 за неделю).
По грамотности я меняю только тексты, книги, раздаточный материал, но центры остаются одинаковые течение года:
1. Работа с учителем.
2. Работа с ассистентом.
3. Компьютеры.
4. Чтение другу / работа со словами.
5. Самостоятельная работа.
На уроке математики центры "Учитель", "Ассистент", "Компьютеры" использую постоянно, а еще 2 центра добавляю в соответствии с материалом, который изучаем и меняю их каждые 2-3 недели. Если меняю центр, то только 1 в неделю, в понедельник объясняю, моделируем и работаем. На следующей неделе меняю другой, но не 2 одновременно.
Для каждой группы задачи различной сложности. Например, за учительским столом слабая группа сортирует и печатает буквы, простые слова. "Середнячки" имеют еще и коротенькие тексты для чтения. Сильные - печатают предложения, читают по ролям и разыгрывают с героями сказок (вытынанками на палочках от мороженого).
"Сложно научить "Как это?", а потом уже легко. В сентябре-октябре уходит много времени, чтобы объяснить, смоделировать попробовать.
Объясняю каждый центр: даю краткие инструкции, затем желающие показывают, что поняли и как работать, потом вопрос, что непонятно. Правило "Three before me" (попробуй / спроси трижды, прежде чем бежать ко мне) здесь Обязательное!, потому что в начале, бегают из-за каждой мелочи. А я спрашиваю: "Как ты сам решал? Кого спросил?" И иногда (когда действительно глупости или что-то несложное) отправляю назад искать решение самостоятельно или спросить друга.
Кроме того должен быть четкий и понятный переход в центры, между центрами и окончания. Чтобы не превратить работу в беспорядок, а потом невозможно всех собрать".
Начало: на доске ученики видят таблицу с именами и название центра, где будут работать. "Thumb up!  Поднимите пальчик вверх, если видите свое имя, и где будете работать! Вперед!" Дети берут необходимые материалы и расходятся. В классе рабочий гул, пишут молча, а читают вполголоса.
 Поднимите пальчик вверх, если видите свое имя, и где будете работать! Вперед!" Дети берут необходимые материалы и расходятся. В классе рабочий гул, пишут молча, а читают вполголоса.
Изменение центров и Переход: учительница звенит колокольчиком. "Hands on top - time to stop! Руки на голову - время остановиться. Уберите рабочее место и возвращаемся за парты. Вперед!" Дети складывают тетради, книги, а учительница благодарит тех, кто уже тихонько сел за парту: "Спасибо, Дженни! Спасибо, Никсон!" Все спешат, потому что каждый хочет услышать "свое спасибо". Зачитали предложения, что-то обсудили, потанцевали на физкультминутке. Если еще один раунд, то снова табличка с именами на доске, "пальчик вверх" и "вперед".
Окончание: ученики за партами, а учитель обязательно спрашивает, как работалось, что было сложно / легко, что понравилось больше всего, о чем читали книжку... Отвечают преимущественно желающие.
Где-то я такое уже видела? Помню, как в 2017 я боролась с чтением в 1 классе Интеллект, делила класс на 4 группы и изобретала свой "велосипед". А оказывается, что "велосипед" под названием "учебные центры", "ежедневная пятерка" уже был давно придуман.
Но есть и недостатки, о них тоже напишу...
 
                    Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом
