Укр Рус

Как развивать у детей умение учиться: советы для учителей и родителей

Как развивать у детей умение учиться: советы для учителей и родителей

Умение учиться является одной из базовых и ключевых компетентностей, которые должны сформироваться у ребенка во время обучения. Однако на протяжении последних трех лет сначала из-за пандемии Covid-19, а сейчас – полномасштабной войны, произошла трансформация образовательного процесса. Обучение преимущественно происходит в дистанционном формате, в результате дети ограничены в доступе к качественному образованию, что негативно повлияло на их успеваемовть и мотивацию к обучению.

Государственная служба качества образования совместно с экспертами инициативы «Сохранение доступа к школьному образованию» предлагает советы учителям, родителям и детям для развития умения учиться.

Для умения учиться важны такие качества личности как самостоятельность, внимательность, волевая регуляция, инициативность, мотивация, ответственность, трудолюбие.

Как научить и научиться учиться?

1. Научить доводить дело до конца – это о мотивации и воле

На желание ребенка что-то делать влияют внешние (желание получить поощрение или, наоборот, — страх наказания; желание получить новую социальную роль, стремление быть успешным, конкурировать) и внутренние (познавательный интерес, стремление к самосовершенствованию) факторы. Если поддерживать действенность внешних факторов достаточно легко, то мотивация ученика или ученицы больше зависит от внутренних факторов.

Поэтому, чтобы стимулировать познавательный интерес ребенка, учителю нужно подбирать интересные задачи, формулировать необычные вопросы, изменять виды деятельности на уроке и пытаться чем-то удивить учащихся. Ведь узелки удивления могут стать точками роста познавательного интереса.

Воля же предполагает умение сдерживать желание во исполнение важной задачи. Идеально, когда желания и задачи совпадают, а интерес увлекает настолько, что трудно оторваться. Но в учебе такое происходит не всегда — должны работать ответственность, воля и понимание цели, ради чего ребенку следует отказаться от игры в футбол, а читать учебник по истории.

Достичь этого можно постепенно наращивая сложность учебных задач, работая постоянно в «зоне ближайшего развития» — посильной сложности. Учиться сложно, но должно быть интересно. Именно интерес, интересный контент, навыки, необходимые на практике, заставляют преодолевать трудности и обеспечивают учащимся удовлетворение результата и процесса. Зато слишком сложные задачи, непосильные, вне зоны ближайшего развития, будут снижать мотивацию и не обеспечат удовлетворения успешного преодоления трудностей, вредно влиять на мотивацию и формирование волевой регуляции.

Подпишитесь на email рассылку!

2. Давать и выполнять упражнения на развитие психических процессов

Учащимся полезно на уроках и во внеурочной деятельности систематически выполнять игры и упражнения на развитие психических процессов:

  • внимания (игры на переключение, распределение, расширение объема и устойчивости внимания);
  • мышление (задания, упражнения и игры на анализ, сравнение, классификацию, поиск закономерностей, обобщение, систематизацию);
  • памяти (игры на развитие моторно-слуховой, образной, словесно-логической памяти; приемы запоминания).

Учителя следует такие игры на развитие психических процессов учащихся подбирать в контексте темы урока.

3. Воспитывать самостоятельность, ответственность и инициативность

Формировать самостоятельность учащихся следует поэтапно. Первоначально задачи должны быть небольшого объема, с алгоритмом или инструкцией-сопровождением. Постепенно объем задачи должен увеличиваться, а сопровождение уменьшаться.

Материалы для асинхронной работы учащихся следует делить на блоки и давать каждому комментарий, ссылки на дополнительные ресурсы (при необходимости), задачи на обработку и понимание текста (маркировка текста, создание таблиц, интеллектуальных карт, схем и т.п.).

Чтобы способствовать формированию ответственности и инициативности у учащихся, следует давать им возможность выбора и принятия решений в учебной деятельности и школьной жизни. К примеру, ребенок может выбрать кружок, сложность задачи, тему проекта, лидера ученического самоуправления и т.д.

Самостоятельность, ответственность и инициативность формируются также при групповой работе. Для формирования инициативности каждому ученику следует давать возможность быть в разных ролях в группе, и обязательно попробовать роль лидера или организатора. Эффективным будет также создание проектов как коллективных, групповых, так и индивидуальных. Этапы привлечения к проектной работе лучше выстраивать в такой же последовательности, идя от коллективной, групповой к индивидуальной работе. Во время проектной работы учащиеся сначала вместе, а затем и самостоятельно учатся планировать, распределять задачи, проводить исследования, моделировать конечный продукт, презентовать и оценивать результаты, то есть учатся учиться.

Полезны также интерактивные упражнения, участие в дискуссиях, мозговых штурмах. В таких видах деятельности формируются навыки и опыт проявлять инициативу, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение, принимать ответственность за принятые решения.

4. Научить осуществлять самоконтроль и самооценку

Учить самоконтролю исамооценке лучше всего через применение чек-листов при изучении отдельных тем и выполнении задач. Чек-лист – это таблица с критериями оценки определенного вида деятельности учащихся.

Базовые правила работы с чек-листами:

  • давать чек-листы до начала исследования темы либо выполнения задачки, чтоб учащиеся соображали четкие требования;
  • предлагать оценить свою работу или свои навыки после изучения темы;
  • применять для взаимооценки (в парах или «слепых» взаимооценках);
  • использовать для предоставления обратной связи от учителя учащимся.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type