В этом году премия для учителей Global Teacher Prize Ukraine впервые отметит педагогов, обучающих детей в прифронтовых зонах.
Об этом пишут Жанна Дуфина и Дарья Городецкая для УП. Жизнь.
По данным ЮНИСЕФ, из-за российской военной агрессии на Востоке Украины дети и учителя в 3500 учебных заведениях почти ежедневно сталкиваются с опасностями.
Более 750 школ и детских садов были повреждены или разрушены с начала боевых действий. В то же время почти 400 000 детей ходят в школы, расположенных вблизи линии разграничения, где обстрелы и мины угрожают их жизни и благополучию.
В 2020/21 учебном году в школу пошло поколение детей, которое не видело Украину без войны.
К роли учителя на Востоке добавилась еще одна: интегрировать детей в украинское общество. Обычные школьные учителя - тот мостик, который соединяет школьников Донбасса с Украиной, ее культурой, языком, ценностями и будущим. Эти истории - о тех, кто не испугался ни обстрелов, ни затруднительного положения, и несмотря на все продолжает учить детей.
"Вижу большой смысл в том, что я именно здесь"
Прифронтовые школы страдают от нехватки кадров: люди выезжают из региона, особенно из маленьких сел и городков.
Часто несколько разнопрофильных предметов преподает один учитель, а найти замену невозможно. Это негативно сказывается на качестве образования, а следовательно - на дальнейшем поступлении школьников в украинские вузы и их интеграции в украинское общество.
Елене Бобрышой, учительнице из села Михайлюки Луганской области, только 26 лет. Уже 8 из них она работает учительницей начальных классов.
Фото: УП. Жизнь
Военные действия не заставили ее покинуть родную школу - говорит, что никогда даже не думала об этом, хотя многие ее коллеги поехали с Луганщины.
"Да, я - молодой учитель на Луганщине. Однако я вижу большой смысл в том, что я именно здесь - в этой маленькой сельской школе, где только 43 ученика!
У нас достаточно молодой педагогический коллектив, и никто не хочет покидать школу. Моя мотивация оставаться здесь - это мои ученики. Дети же все одинаковые, и все они нуждаются в обучении и поддержке", - говорит Елена Бобрышева.
Для учительницы пока есть только две проблемы - недостаточное технологическое оснащение и частичное непонимание украинского языка:
"Дома дети общаются преимущественно на русском. Я фиксирую момент, когда ученики не понимают украинские фразы или отдельные слова.
Тогда приходится объяснять, подбирая синонимы. Моя задача - объяснять, заинтересовать, а не навязывать, чтобы у детей формировалась любовь и к процессу обучения, и к языку и стране. Роль учителя здесь - главная".
"Патриотизм должен быть нормой в школе"
Геннадий Иванченко с Приазовья уже 34 года работает в школе, а более 20 лет возглавляет мариупольский центр национальной скаутской организации "Пласт".
Его активная жизненная позиция, волонтерская деятельность, помощь военным вызывают у школьников уважение и восхищение. Они и номинировали его на получение престижной учительской награды Global Teacher Prize Ukraine.
"По первому образованию я учитель украинского языка и литературы, позже получил еще одно - учитель физической культуры, потому что спорт всегда был в моей жизни.
События 2013-2014 годов полностью изменили не только жизнь страны, но и каждого украинца. Я понял, что не могу оставаться в стороне происходящего в нашем государстве.
Активно стал заниматься волонтерской деятельностью, больше внимания на предметах "Защита Украины" и физическая культура начал уделять патриотическому воспитанию детей и молодежи, ведь патриотизм должен быть нормой в школе.
У меня четкая позиция по этому вопросу - национально сознательная и физически здоровая молодежь", - говорит Геннадий Иванченко.
Фото: УП. Жизнь
Учитель за семь лет своей волонтерской деятельности объехал всю линию разграничения, неоднократно бывал на передовых позициях, поддерживая защитников: привозил продукты, необходимые вещи и каждый раз обязательно передавал письма и рисунки от детей:
"В Мариуполе многие знают мои проукраинские настроения. Поэтому в нашей школе часто приводят детей родители-патриоты.
Эти дети знают и любят свой город, изучают историю Украины и видят свое будущее в контексте страны. Они черпают информацию из различных источников, постоянно пополняя свой багаж знаний".
Своих учеников Геннадий постоянно поощряет к социально важным проектам:
"Мы с детьми устраиваем концерты для военных, организуем встречи с деятелями культуры и писателями, посещаем патриотические мероприятия, а недавно собирали книги для культурного центра в Мариуполе".
Геннадий Иванченко также активно приобщается к финансовой поддержке бойцов. Педагог уверен: к добрым делам и патриотизму важно поощрять собственным примером.
"Кто если не я?"
Путь к учительства Ольги Олейник из Донецкой области был долгим: после рождения дочери с инвалидностью ее жизнь круто изменилась.
"Из-за болезни дочери я вынуждена была уволиться с должности воспитательницы в детском саду.
Из комфортной квартиры в Донецке мы переехали жить в небольшую избушку в село Марьинского района. Там работы по специальности не было, поэтому работала там, где была возможность в нужный момент пойти домой к дочери", - вспоминает учительница.
Когда Ольгу пригласили на должность лаборанта, она увидела в этом "знак судьбы". И на следующий же году поступила на факультет психологии и педагогики.
Фото: УП. Жизнь
"Нереализованные мечты и долгие годы без любимой работы и заработка сказались - я погрузилась в самообразование и педагогику с головой!
Теперь я учитель, и особое внимание уделяю обучению детей с особыми образовательными потребностями и психологической помощи семьям, воспитывающим таких детей.
Такова и моя дочь. А кто, если не я? Я по собственному опыту знаю, насколько нужна такая помощь", - говорит Ольга.
Когда началась война, Ольга Олейник самостоятельно организовала дистанционное обучение для учащихся начальных классов, создав образовательный сайт. Налаженная "дистанционка" понадобилась затем и во время пандемии.
Ольга предоставляет консультации и рекомендации коллегам по созданию электронных контентов с элементами дистанционного обучения детей, имеющих расстройства аутистического спектра, ведь детям с особыми образовательными потребностями чрезвычайно трудно реагировать на драматические изменения последних лет.
Однако о своей работе она говорит очень просто: "Моя мечта осуществилась - я учитель! Горжусь этим званием и успехами своих учеников".
Каждый может номинировать любимого учителя на премию Global Teacher Prize Ukraine, заполнив заявку на сайте. Подать заявку могут и сами педагоги до 1 августа 2021 года.
Приз для главного победителя - 250 000 гривен и помощь в реализации образовательного проекта. Победители в номинациях получат образовательные путешествия и ценные подарки от организаторов и партнеров.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом