Город-государство Сингапур имеет один из самых высоких в мире ВВП на душу населения.
Издание "Новая украинская школа" исследовало, как там проходит обучение школьников.
Сингапур несколько раз подряд занимает высокие позиции в международном исследовании PISA.
И хотя исследования проверяет знания и умения 15-леток, таких результатов невозможно было бы достичь без системного подхода к образованию, начинающегося с дошкольного.
Роль дошкольного воспитания в Сингапуре определяют как "подготовку детей к обучению в течение жизни". Работа воспитателей и педагогов раннего развития направлена на внимательное наблюдение за каждым ребенком, на основе которой ему предлагаюи учебную программу, что будет наиболее соответствовать его способностям и потребностям.
А еще - дети в садике должны чувствовать себя счастливыми. Без этого не может идти речь о результативном обучении.
В дошкольном стандарте Сингапура прописано, что дети должны получать удовольствие от наблюдения за окружающей средой и познания мира. Ведь детям нравятся, изучать, представлять, выявлять, расследовать, собирать информацию и обмениваться полученными знаниями. Поэтому на этих природных способностях и должно основываться образование.
Желаемыми результатами дошкольного обучения стандарт называет:
"Учить думать и думать, чтобы учиться" - лейтмотив дошкольного стандарта Сингапура. А обучение направлено прежде всего на развитие речевых навыков, которые, по мнению специалистов, является краеугольным камнем развития мысли и способности анализировать информацию. А также на взаимодействие с окружающими и осознание своих чувств и потребностей.
Дошкольное образование - первый шаг к реализации принципа обучения на протяжении жизни. Поэтому, согласно стандарту, подготовить ребенка к дальнейшему школьному обучению означает, что дети:
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целостный подход к развитию и обучению
Каждый ребенок - уникальный и требует индивидуального подхода к раскрытию его потенциала, на основе чего и должно происходить эффективное раннее обучение. Считается, что дети дошкольного возраста должны приобретать опыт в шести основных областях:
Комплексное обучение
Дети, особенно дошкольного возраста, не различают обучения по дисциплинам, они находят новые знания в том, что их окружает. Поэтому их опыт должен быть интегрированным и междисциплинарным, что позволяет понимать не только отдельные темы, но и их взаимосвязь.
Активное слушание
Внимание взрослых к детским интересам, потребностям и интересам вместо заполнения рабочих тетрадей или повторение упражнения являются основой дошкольного образования. Стандарт рекомендует:
Поддержка обучения
Дошкольники должны чувствовать удовольствие и независимость, исследуя миры и изучая новое. Ожидания и требования взрослого должны быть реалистичными и опираться на индивидуальные особенности ребенка. Воспитатель только направляет работу, ребенок ищет пути и делает свои ошибки.
Обучение через взаимодействие
Внимательное слушание, понимание и сопереживание - основа взаимодействия. Причем касается она всех участников образовательного процесса: дети учатся слушать сверстников и взрослых и выражать свое мнение, но и взрослые должны внимательно относиться к мнению воспитанников. Работают индивидуально и в парах и группах детей.
Другим аспектом взаимодействия является культурно-литературная среду, где дети имеют свободный доступ к печатным материалам и книг.
Обучение через игру
Игра - лучший инструмент для развития ребенка, стимулирование его творческих способностей, обучение принимать решения, взаимодействия, делать выбор, выражать чувства, быть ответственным и тому подобное. Также игра помогает совершенствовать знание языка, умение пользоваться математическими, личностными и социальными навыками.
КАК И ЧЕМУ УЧАТ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все начинается с индивидуальности ребенка
Дети с разной скоростью изучают новое, овладевают навыками и продуцируют идеи. Это нельзя ускорять и требовать от всей группы выполнять задания на одном уровне. А значит, нельзя сравнивать ребенка с другими. Воспитатель должен наблюдать за ребенком, быть внимательным к его потребностям и возможностям, поддерживать и направлять ее деятельность, выявлять сильные стороны и потенциальные возможности для обучения, минимизируя проблемы и поддерживая в трудностях.
Взрослые (воспитатели и родители) должны внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно реагировать на особые образовательные потребности и сложности в обучении в случае их появления.
Формирование положительного учебного климата
Воспитатели должны создать такую среду, где дети чувствуют себя защищенными и ценными и включены в общий процесс. Детей можно и нужно поощрять задавать вопросы и рисковать в своих экспериментах, но и учить брать ответственность за свои действия. Но основное здесь - взаимоуважение и безопасность.
Подготовка учебной среды
Считается, что организация пространства, в котором учатся дети, сильно влияет на эффективность и результат. Например, если учительский стол расположен в передней части комнаты перед столами детей, то это, вероятно, приведет к пассивности детей, которые будут ожидать, пока воспитатель скажет им, что и как делать. Воспитатели должны свободно передвигаться по помещению и побуждать детей быть активными.
Учебная среда должна быть как можно более разнообразной и побуждать детей к самостоятельным исследованиям. Рекомендуется создать несколько учебных центров (оборудованных пособиями, материалами, играми, тематическими вещами и т.д.) в одном помещении:
Стоит также найти место для демонстрации детских работ - так дошкольники учатся гордиться результатами своего труда и осознавать свою ценность.
Планирование деятельности
Эта задача взрослого, который должен осознавать цель деятельности и понимать, как поддержать каждого из воспитанников на пути к этой цели. Стандарт рекомендует не ставить одновременно более одной-двух целей для каждой деятельности.
Обучение становится эффективным, когда взрослый:
Материалы
Выбор и дизайн учебных материалов, соответствует возрастным потребностям ребенка. Кроме подготовленных печатных материалов, рекомендуется применять чистые листы бумаги, письменные инструменты и средства для рисования, чтобы стимулировать свободное самовыражение ребенка.
Использование компьютерной техники должно отвечать целям и задачам обучения, содержания программы и возрастным особенностям ребенка. А рабочие тетради и печатные материалы использоваться для закрепления изученного, но не как основа учебного процесса.
Наблюдения и мониторинг развития детей
Взрослым рекомендуется не только наблюдать за индивидуальными особенностями каждого ребенка, но и записывать результаты наблюдений и рефлексий. Здесь важно сотрудничество воспитателей с родителями, обмен опытом и наблюдениями. Так, взрослые работают вместе над развитием потенциальных возможностей ребенка и эффективностью обучения в целом.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом