Преподавательница Александра Журавлева работает в Канаде и делится информацией о местных школах и процессе обучения.
Был у меня "менеджмент класса" в университете 20 лет назад? Была педагогика, педмастерство и методика преподавания. И ни в одном из предметов такого не упоминалось, ибо "менеджмент" - новомодное слово в то время, я бы запомнила. А сейчас есть?
Придя в школу молодым-зеленым учителем, я знала английский и умела его объяснить. Все! Но этого мало, когда перед тобой сидят семиклассники со своими мухами в голове, и тебя, молодого учителя, испытывают на прочность глупыми возгласами, провокационными вопросами и футбольным мячом.
Я не знала как организовать себя, класс, справиться с поведением отдельных учеников, похвалить, поругать, успокоить или привлечь внимание.
И я два года... искала другую работу, потому что не была довольна тем, что делаю. А потом декретный отпуск, а затем КАК-ТО наладилось.
С термином "менеджмент класса" я сначала несознательно столкнулась в Канаде.
Моя первая работа здесь - это воспитатель на ГПД в частной школе.
Ко мне после уроков сбегались дети разного возраста (5 -12 лет), и их время надо было организовать. Одни хотят раскрашивать единорогов и суперменов, старшие делают домашние задания, а маленькие бегают по классу и визжат.
Пытаясь "упорядочить" место, время и занятия, мои украинские правила и требования КАК-ТО работали.
Однако, как только на горизонте появлялся кто-то из их учителей, и сказал волшебную фразу вроде "если вы меня слышите - коснитесь носа", ВСЕ коснулись носа, ВСЕ услышали необходимую информацию, объявления и все, или кого это касалось выполнили, то что попросил учитель.
Появлялся другой учитель, и чтобы привлечь внимание детей он использовал ту же фразу, движения, действия. Как попугаи, думалось мне. Это частная школа, маленькая (80 учеников и 15 учителей) и, наверное, они вместе договорились о совместных действиях, слова, рифмовки, жесты. Однако и работа, общение, отношения тоже отличались. Взаимопонимание и взаимоуважение "учитель-ученик", "администрация-учитель" можно было сразу ощутить и будто видеть, как что-то материальное. А еще детские материалы по-другому организованы, а еще дети сами поддерживают, а порой успокаивают друг друга одинаковыми словами, одинаково хвалят, делают, собираются, не бьются и почти не ссорятся. Я наблюдала, изучала, иногда что-то спрашивала. Недолго. Проработав всего 5 месяцев, из-за карантина 2020 теряю работу.
Октябрь-ноябрь 2020, я - студентка университета Калгари, и нас отправляют на педагогическую практику в обычную большую школу в Кокрейне (соседний город).
Другая школа, другой город, а рифмовки и жесты те же! А еще дети какие-то неправильные, не кричат на носятся по классу (я о них в ноябре писала).
И здесь у меня закралось ощущение, что где-то что-то не так. Что-то они здесь знают. Вот только что? Я - студентка, я только учусь, поэтому мне можно спрашивать обо всем.
Это у тебя "образцовый" класс? Почему они не бегают, не кричат? Как они сами знают, что делать? Как 5 классов первоклашек так быстро построились и замолчали когда учитель сказал 1-2 слова? Они знают / учили правила для учеников? Поощрения и наказания ты практикуешь? Ты сообщаешь родителям? Какие рифмовки ты используешь?
Кимберли: "Это не образцовый класс, обычные дети. В этом году спокойнее, а в прошлом году у меня был" бойцовский клуб ". На уроке все хорошо, все работали, понимали требования, правила, последствия, однако подраться успевали во время ланча, сбора на прогулку и обязательно на дворе".
А ответ на все вопросы - это классный менеджмент.
Что включает в себя классный менеджмент?
- установление дружественных и доверительных отношений с учениками;
- определение, обсуждение и соблюдение правил и "рутин ";
- установление поощрений;
- определение последствий (не наказаний!) за нарушение правил;
- ежедневная работа над правилами и "рутина";
- важность выбора ученика;
- ответственность учащихся за работу в классе;
- организация классного помещения и материалов.
Кимберли: "Я начинаю каждый учебный год очень медленно, иногда кажется, что такими темпами я ничего не научу, не выполню программу и за 2 года. Но мы работаем над правилами и рутина 2-3 недели, сами определяем поощрения и последствия. Обсуждаем выбор ученика и его ответственность. Рисуем, клеим совместные плакаты, буклеты, книги. Моделируем ситуации: взять книги, сложить вещи, построиться, собраться на улицу, отпроситься в туалет. Зато потом это позволяет "взлететь" в работе и учебе, успеть все и немного больше, потому что мы не отвлекаемся на переспрашивание и повторение, на обсуждение поведения и выяснения отношений. Это кропотливая ежедневная работа - быть последовательным, напоминать, благодарить, поддерживать, хвалить, поощрять. Но каждый знает свое место, обязанности и работу".
И разве я что-то новое узнала и написала? Мы все это знаем, но КАК-ТО системно, разбросано, не цельно. А каждый пункт имеет свои стратегии обучения и применения, свои хитрости.
П.С. На дворе Келли (6 лет) предложила играть в школу. Мне дала роль директора, а 6 девочек - ученики. Как она умело руководила (словами и движениями своей учительницы Кимберли)!!! Я даже позавидовала. Классный менеджмент изучается не только из книг... это надо видеть.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом