За последние восемь месяцев в условиях военных действий на территории Украины украинское образование претерпело многие изменения. Дети должны учиться в перерывах между воздушными тревогами, а находящиеся за рубежом - адаптироваться к новым условиям в новой школе, преодолевая языковой барьер и совмещая обучение в иностранных и украинских заведениях. Учителей на ВОТ вынуждают переходить на российские образовательные программы. Об этих и других проблемах современного украинского образования и положительных изменениях, произошедших во время войны, рассказывает образовательный омбудсмен Сергей Горбачев во втором эпизоде второго сезона подкаста «Дофамин для образования».
Сергей Горбачев рассказывает, что в службу образовательного омбудсмена постоянно поступают жалобы о нарушении прав педагогов на ВТО. Коллеги жалуются на условия оплаты труда. Немало обращений по поводу невыплат зарплат из-за того, что разбомблено управление или отдел образования, уничтожена вся документация, бухгалтерские документы, токены, доступ к казначейским счетам и т.д.
Эксперт отметил, что с первых недель войны предлагал, чтобы для учебных заведений, объявлявших простой, что позволило учителям более уверенно чувствовать себя, иметь какие-то источники для существования и лишило бы необходимости работать на оккупантов. Впоследствии такое решение было введено в действие. В то же время болезненным вопросом является давление на педагогов со стороны агрессора мачт перехода на российские образовательные программы. Большинство педагогов остаются верными Украине и не идут на сотрудничество с оккупантами добровольно. Однако есть случаи предательства среди педагогов, за что предусмотрена уголовная ответственность.
В то же время возникает вопрос, как отличить человека, добровольно согласившегося работать на оккупантов и заставившего работать под угрозой жизни, выселения, ареста и т.д. Сегрий Горбачев советует фиксировать любую переписку в чатах, документы, аудио-, видеозаписи, чтобы иметь возможность доказать в судебном разбирательстве, что человек не добровольно пошел на сотрудничество с оккупантами.
Образовательный омбудсмен рассказал, что сейчас немало педагогов, выехавших на подконтрольную территорию Украины и продолжающих обучение онлайн для детей, оставшихся в оккупации. Вскоре будет обнародован алгоритм Шесть шагов к украинскому образованию, в котором расписано, как людям под оккупацией можно участвовать в украинском образовании дистанционно, как сделать это безопасно и снизить риски. Главная ценность этого алгоритма заключается в том, что его создавали представители МОН, Службы образовательного омбудсмена, Министерства цифровой трансформации с привлечением прошедших оккупацию педагогов из Харьковской, Луганской, Запорожской, Херсонской областей и хорошо понимают проблемы образования на ВОТ и пути их решения. шение.
Еще одна проблема образования во время войны связана с обучением украинских детей за границей, которые должны обязательно посещать местные учебные заведения. В большинстве стран это требование достаточно суровое. Украинское же законодательство достаточно мягкое как по ответственности родителей за образование их детей, так и к неэтическому общению учителя с учениками. За рубежом Если ребенок не явился в школу и еще без документального подтверждения, сразу могут поднять на ноги и полицию, и службу по делам детей, и даже выписать штраф родителям.
Сергей Горбачев видит три варианта решения вопроса обучения украинских детей за границей:
Последний способ достаточно сложен, ведь каждая страна имеет свою образовательную систему, количество лет обучения, набор предметов и т.д. Однако кое-что для воплощения этого варианта уже делается.
Другая проблема обучения детей за кордном состоит в отсутствии изучения украинского компонента, в частности, языка, литературы, истории. Для этого можно просматривать уроки Всеукраинской школы онлайн. Другим вариантом может быть выделение времени каждый день в иностранной школе для изучения украинских предметов или возможность учиться только в украинской школе. Если такой способ невозможен, остается только дистанционное обучение. К примеру, платформы многих частных и коммунальных украинских школ. Опять же, это вопрос свободного времени ребенка и его погрузки.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом