Несмотря на полномасштабное военное вторжение России на территорию Украины, образовательная сфера продолжает трансформацию образовательной сферы, в частности внедрение реформы Новой украинской школы. Как протекает данный процесс на уровне государства, рассказал заместитель директора Команды поддержки реформ по вопросам Новой украинской школы Роман Шиян специально для «НУШ».
Эксперт рассказал, что из-за войны была потеряна образовательная субвенция на НУШ и средства на учебники. Совместными усилиями происходили поиски разных доноров, которые могли бы профинансировать этот процесс, что оказалось достаточно сложной задачей, поскольку при нынешних обстоятельствах издатели потеряли возможность платить вознаграждения авторским коллективам.
Так, издание учебников по математике для 5 классов профинансировал фонд ЮНИСЕФ, а по украинскому языку – Совет. Проект "Учимся вместе" выделил средства для издания учебников по естествознанию.
Он сообщил, что в результате взаимодействия специалистов ИМЗО с издателями, удалось достичь договоренностей по предоставлению возможности для учащихся 5 классов и пилотных 6 классов использовать учебные материалы издательств, которые впоследствии станут учебниками. Эти материалы предоставляются школам в электронном виде. К сожалению, для 6 класса даже это происходит с определенным опозданием.
Он сообщил, что учебники для 6 классов должны в ближайшее время проходить экспертизу. Такая задержка вызвана тем, что в большинстве своем авторские коллективы, работавшие над созданием учебников для класса, продолжили линейку и перешли к работе над учебниками для 6 класса.
Относительно продолжения реформы НУШ, эксперт подчеркнул, что она должна двигаться линейно и дальше, поскольку каждый следующий год должен быть пилотным для школ, начинающих внедрение нового стандарта с годовым опережением.
В настоящее время завершается работа над Стандартом профильного среднего образования, которая должна быть проделана в течение текущего года. Также разрабатываются программы для второго цикла базового образования – 7–9 классов, который является ключевым.
Роман Шиян отметил, что важно осуществить итоговую оценку по результатам первого цикла, чтобы понять, где мы оказались. И, основываясь на этом, перейти на следующий цикл.
Он подчеркнул, что для продолжения внедрения реформы в конце прошлого года командой поддержки реформ с участием министерства и партнеров по развитию определены приоритеты работы на год, по которым осуществляется работа. В то же время не хватает ресурсов, поскольку не удалось вернуть образовательную субвенцию непосредственно на НУШ.
Конечно, не хватает мира, чтобы постепенно вернуться к нормальному творческому труду. Сейчас все зависит от внутреннего ресурса учителей и их заинтересованности. Речь идет даже не об отдельных учителях, а о целях учительских сообществ, командах на уровне школ и общин – о нашем «профессиональном капитале», - отметил он.
В то же время академическая свобода нуждается в инструментах в виде образовательных и обучающих программ и средств к их модификации, критериям оценки, а также новой волне онлайновых и смешанных курсов повышения квалификации интенсивно создающихся педагогических работников.
«В свою очередь от государства нужна политическая воля на продолжение реформы, чтобы оно всегда было четким и ощутимым. Когда появится уверенность в завтрашнем дне и ресурсы, мы все наверстаем», - заключил Роман Шиян.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом