Укр Рус

Рекомендации директорам от ГСКО: как предотвратить дискриминацию в школе?

Рекомендации директорам от ГСКО: как предотвратить дискриминацию в школе?

Государственная служба качества образования и проект «Сопровождение правительственных реформ в Украине» разработали рекомендации для учителей школ о том, как обеспечить в учебном заведении недискриминационную среду.

Принцип инклюзивности и справедливости в образовании предусматривает, что все дети должны иметь доступ к образовательным возможностям, что будет способствовать достижению ими лучших результатов в обучении независимо от пола, национальности или достатка, образования или профессии их родителей.

Что такое дискриминация и как ее обнаружить?

Дискриминация - это ситуация, когда ребенок или группа детей по определенным признакам (инвалидность, место проживания, благосостояние семьи, пол, вера и т.д.) ограничивается в пользовании правами, услугами, свободами без обоснованных правомерных причин.

Примером прямой дискриминации может быть разница в отношении к различным группам детей в течение обучения: от кого ожидают и стимулируют к большим успехов, скажем, в математике, кого считают менее способными, кого готовы больше поощрять, поддерживать и др.

Если прямая дискриминация большинства людей обычно очевидна, поскольку состоит в менее благосклонном отношении, то с косвенной дискриминацией сложнее.

Косвенная дискриминация проявляется через формально нейтральные правила, нормы, критерии или практику, когда определенный человек или группа людей оказывается в невыгодном положении по сравнению с другими, или получает худшие условия. Примером косвенной дискриминации может быть ситуация, когда в школу нужно прийти в определенной одежде, а у отдельной группы детей из-за финансового состояния семьи нет такой возможности.

Рядом с дискриминацией всегда "ходят" предубеждения - ложные или негативные мысли о человеке, которые складываются наперед, а выводы о его способности или наклонности делаются только по определенному признаку. Например, когда о людях ромской национальности заранее думают как о нечестных или о детях определенного пола - как о склонных определенным наук,ам гуманитарным или естественным.

При определении, должным ли образом обеспечиваются в школе права детей, нужно убедиться, что всех групп детей - разного пола, национальности, состояния здоровья и т.д., есть равные права и возможности. Не менее важно проверить, отсутствует ли предвзятое или дискриминационное отношение как к отдельным детям, так и группам детей, объединенных определенным признаком. Особое внимание в выявлении признаков дискриминации или предубеждений стоит обратить, если в школе есть дети и семьи-представители национальных или религиозных меньшинств, дети с особыми образовательными потребностями, представители различных этничности и культур.

Препятствия в обеспечении недискриминационного среды в школе:

  • Социальные - стереотипы и предубеждения, отсутствие данных или недостаточное количество данных о реальных потребностях разных групп людей по полу, возрасту, положению и тому подобное.

Например, меньше поощрения девушек к IT сфере из-за стереотипа, что это мужская профессия, или парней - к гуманитарным наукам, поскольку они считаются "женскими".

  • Организационные - расположение, расписание занятий, логистика / транспорт, бюрократические процедуры.

Например, отсутствие пандуса может быть незаметна физически здоровому человеку, но будет препятствием для людей на колясках или родителей с детскими колясками.

  • Личные - экономические и финансовые возможности, состояние здоровья, религиозные убеждения, национальные традиции, большое количество детей в семье, количество свободного времени вне школы и тому подобное.

Например, неучет религии детей при преподавании определенных предметов, в частности христианской этики, или неучет разницы в религиозных праздниках.

Как проверить свои или чужие предубеждения?

Мы все имеем предположения и определенные предубеждения, которые формируются культурной средой, поведением, сферой деятельности, рабочей атмосферой и тому подобное. Даже если кажется, что отношение ко всем одинаковое, а предположения соответствуют действительности, всегда стоит это проверить, поставив предположение под сомнение.

Дополнительно к индивидуальным предубеждений школа может иметь формальную и неформальную политику, традиции, нормы, которые могут повлиять на формирование предубеждений участников образовательного процесса. Всегда целесообразно проверять, соответствуют ли предположение реальному положению вещей и как на образовательный процесс могут влиять неформальные традиции школы.

Помочь в этом могут сбор информации, консультации, опросы и последующие проверочные вопросы.

Эти вопросы следует включить в анкеты учеников и учителей во время проведения самооценки школы. Также они могут быть полезными для саморефлексии директора при самооценки школы.

5 шагов, чтобы предотвратить дискриминацию в школе

Если ответы на проверочные вопросы просигнализировали о проблеме, или же она была обнаружена в ходе наблюдений, или общений с участниками образовательного процесса, следующие 5 шагов помогут структурировать действия и избежать повторяемости проблемы в будущем.

Шаг 1. Анализ ситуации

На этом этапе следует детально проанализировать всю имеющуюся информацию: собрать сведения от сторон, на которых влияет ситуация, данные о релевантных нормах, правилах, международных стандартах, лучших практиках - положительном опыте в аналогичных или похожих ситуациях, а также учесть имеющиеся социальные, культурные и экономические условия. Следует использовать только достоверные источники.

Например, директору школы сообщили о случае буллинга по поводу ученика или ученицы в школе. В таком случае необходимо проанализировать законодательство, определяющее буллинг и алгоритм действий школы в такой ситуации (в частности Приказ МОН 28.12.2019 №1646), другие источники информации с советами специалистов (установки Образовательного омбудсмена и т.д.).

Шаг 2. Определение сторон проблемы

Чтобы решить проблему, особенно важно понимать, кто является ее сторонами и является в отношении этих лиц или групп лиц предубеждение (включая ваши собственные).

Например, родители сообщают об оскорбительном поведение группы учеников или учениц. Директору следует выяснить, кто те ученики, на которых жалуются родители, относятся ли они к категории малообеспеченных семей или к национальности, в отношении которого распространены определенные предубеждения. Эту информацию следует учитывать в работе по предотвращению возможной дискриминации по этим признакам.

Важно помнить, что нужно учитывать только факты, а не предположения относительно склонности той или иной группы детей к определенному поведению. Это нужно учитывать также и в случаях, когда пострадавшей стороной является ребенок определенной категории (внутренне перемещенные лица, ребенок с инвалидностью и т.д.). При определении сторон проблемы не стоит также следовать предположению о возможных провокаций со стороны пострадавшей стороны: обвинение пострадавших недопустимо.

Шаг 3. Выявление потребностей сторон

Собирая информацию о потребностях сторон, важно помнить, что они не могут быть одинаковыми у всех, например, всего ученичества и учительства. Впрочем, собрав их, эти цели следует сгруппировать и не прибегать к излишней индивидуализации. Способами сбора информации могут быть обсуждения, опросы, исследования, консультации, собеседования, круглые столы. Однако в любом случае целесообразно выявить и учесть позиции разных групп людей: разного возраста, пола, состояния здоровья, национальности и т. Эти данные нужны, чтобы оценить влияние ситуации / проблемы на различные группы лиц.

Стоит убедиться, что все заинтересованные стороны смогли высказать свою позицию и были услышаны. Для этого следует выяснить, имеются ли препятствия в доступе к обсуждениям для определенных групп лиц: все заинтересованные стороны могут получить информацию об обсуждении, добраться до места обсуждений в определенное время, понять и услышать других, высказаться. На этом этапе может быть обнаружено, что отсутствует определенная информация, есть определенные пробелы в данных, которые нужно заполнить. Например, родители учеников филиалов опорной школы могут иметь трудности с доездом на общие родительские собрания.

Шаг 4. Разработка вариантов решений

Используя собранные на предыдущих шагах данные, формируем несколько альтернативных вариантов разрешения ситуации / проблемы. На данном этапе также нужно убедиться, были учтены потребности и интересы всех сторон и оценены разницу влияния и последствий решения на различных групп детей, других участников образовательного процесса. Проанализировав влияния и риски, выбираем оптимальное решение. Если вы обнаружите, что решение может иметь негативные последствия или нести риски для некоторых групп детей или взрослых, стоит оптимизировать такие решения.

Например, при определении мер, которые будут наиболее эффективными для улучшения дисциплины во время уроков, стоит собрать информацию о влиянии тех или иных активностей (дополнительные занятия и задачи, другая подача материала и т.д.), а также изучить, как они могут повлиять на ситуацию конкретного ребенка (возможны ли ухудшение отношений с родителями, отсутствие возможности посещать внешкольные занятия и т.п.). Стоит также учесть нагрузку на учительство в случае принятия решения об изменении подачи учебного материала, реакцию на изменения родителей и тому подобное.

Шаг 5. Мониторинг и оценка результатов

Подпишитесь на email рассылку!

Мониторинг и оценка результатов помогут измерить эффективность выбранного пути решения проблемы, а также корректировать свои действия в будущем. Вместе с тем постоянный мониторинг ситуации поможет в дальнейшем предотвратить проявления дискриминации или предубеждений, предусмотреть в годовом планировании работы заведения меры по выявлению и профилактике дискриминации и тому подобное.

Наблюдения, мониторинг и опросы участников образовательного процесса, проводимых в ходе самооценки школы, могут стать действенными инструментами на этом пути. Стоит помнить признаки, по которым может происходить дискриминация, мониторить наличие ученичества и их семей с любой из следующих признаков и обращать особое внимание на них при проведении самооценки. Добавление анкет вопросов относительно проявлений дискриминации в школе также поможет осуществлять мониторинг и собирать информацию.

Стоит также отслеживать незапланированные результаты для различных групп и продумывать положительные действия - специальные мероприятия, которые должны правомерное, объективно обоснованную цель и направлены на устранение выявленных неровностей в возможностях или дискриминации. Примером таких положительных действий может быть проведение дополнительных учений / тренингов для учителей по выявлению и противодействию травле и дискриминации по признакам пола, экономического статуса, национальности, религии и тому подобное.

Например, в школе часто случаются драки и вы хотите уменьшить количество таких инцидентов. В таком случае нужно определить, какое количество конфликтов случается в определенный промежуток времени (месяц, три месяца и т.д.) по состоянию на начало мониторинга. Это будут ваши выходные данные. Далее ответственное лицо должно фиксировать каждый инцидент драки и собирать информацию о том, что произошло, кто был участником, возраст, пол детей и тому подобное. Сравнение ситуации с исходными данными можно проводить раз в полгода и на основе полученных данных делать выводы об успешности или неуспешности мер по противодействию конфликтов, корректировать их.

Ход и результаты всех шагов следует фиксировать, а способ такого фиксирования можно выбирать самостоятельно. Рекомендуется информировать участников образовательного процесса о собраных данных (помня о защите персональных данных) и о принятых на их основе решениях.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type