Одной из главных проблем современности является буллинг, что выражается в агрессивном поведении одного человека или группы людей и периодически повторяется. При этом одна сторона выступает в роли агрессора, а другая - жертвы. Буллинг выражается в травле, физическом и психологическом терроре, направленном на запугивание и подчинение другого лица собственному желанию.
Чаще всего буллинг наблюдается в школьной среде, когда проявления агрессии, насильственности, враждебных действий формируют неблагоприятную общую атмосферу как в классе, так и в школе. Психотерапевтка, преподаватель кафедры физической и реабилитационной медицины и спортивной медицины Национального медицинского университета здравоохранения им. П. Л. Шупика Жанна Пархоменко на портале «НУШ» рассказала як можно противодействовать буллингу, превращая детскую агрессии на созидание, а конфликты - на команду.
Психологиня отмечает, что в младшей школе за микроклимат в классе и эмоциональное состояние его учеников отвечает взрослый - учитель. Он формирует физически эмоциональную безопасность для каждого ребенка. Школьная сообщество должно функционировать по определенным правилам, которые формируются взрослыми и доносят до детей в виде разъяснения и приведение примеров
. В процессе обучения дети, особенно младшие школьники, нуждаются в регулярных перерывах и активном отдыхе. Это время нельзя использовать в качестве наказания, поскольку снижение двигательного режима приведет к повышению внутреннего напряжения, которая вырвется извне в виде агрессии или физического насилия.
Для создания благоприятной эмоциональной среды важно объединять детей общим интересам. Учитель может предложить вместе подготовить учебный проект, праздничный концерт, исследования, что обязательно заинтересует детей и отвлечет их внимание от дескрутивного поведения.
Задает эмоциональный настрой в коллективе его лидер. В начальных классах ним выступает учитель. Дети следят за его отношением к каждому из членов коллектива и реагируют согласно отношения своего наставника.
"Был в моей практике мальчик, на которого все время жаловались учителя, а дети, соответственно, начали формировать к нему отношение как к козла отпущения. Хотя на самом деле ребенок был достаточно талантлив, неплохо училась. И вот попало ко мне видео с урока, на котором дети читали стихи наизусть. В тот момент, когда вышел отвечать этот мальчик, учительница погрузилась в свой телефон, перестала слушать. Класс моментально отреагировал - начались разговоры, смех, игры. И в этом оказалась причина учительница подсознательно транслировала класса внутреннюю неуважение именно к этому ребенку ", - рассказывает Жанна Пархоменко.
Также в коллективе может быть так называемый биологический лидер, которого дети подсознательно выбирают и сплачиваются вокруг него. Учитель должен сотрудничать с таким ребенком, поскольку он влияет на других детей.
Любой конфликт всегда рассматривается с двух сторон: жертвы и агрессора. Однако существует третья сторона - спасатель. Образуется так называемый треугольник Карпмана. Его следует разрывать еще в начале конфликтной ситуации, поскольку она будет двигаться по кругу.
«Когда учитель, администрация и родители начинают активно решать конфликт в детском коллективе, заставляя булера чувствовать себя виновным, применять наказания и коллективные осуждения, они автоматически сами становятся агрессорами, превращая ребенка в жертву. И этот процесс может продолжаться бесконечно кругом: учитель наказал, вмешались родители, подхватила администрация и так далее. Этот круг надо разрывать еще на первом этапе ", - объясняет психологиня.
Жанна Пархоменко отмечает, что конфликт и путь его решения - способ показать ребенку его ценность, научить конструктивного диалога на гуманистических принципах общения, с уважением к потребностям обеих сторон. Для взрослых это повод обратить внимание на ребенка: что с ним происходит, чего на самом деле она требует и которая ей необходима помощь.
Психологиня замечает, что лучшим способом разрешения конфликта является его профилактика. Педагоги и администрация школ должна изучать основы лидерства, пути противодействия буллинг, сплачивать родителей и детей вокруг общих задач.
Главной задачей учителя эксперт называет не умение лишь преподавать свой предмет, а учить детей собственным примером человечному взаимодействию, привлекать в коллективные взаимоотношения с детьми и направлять их там, где у них еще не хватает опыта.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом