Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев рассказывает о правах учителей на повышение квалификационной категории или педагогического звания на основании успешного прохождения сертификации.
Учителя жалуются на то, что аттестационные комиссии не принимают во внимание сертификат педагога об успешной сертификации, а чтобы присвоить ему следующую квалификационную категорию, требуют от педагогов участвовать в дополнительных мероприятиях по изучению их педагогической деятельности, к примеру, проводить открытые уроки, составлять отчеты о своей работе. Такие решения аттестационные комиссии всех уровней принимают, в частности, из-за разногласий по вопросам аттестации в нормативно-правовой базе.
УСПЕШНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАТЕГОРИИ: РАЗЛИЧИЯ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ
Закон Украины «О среднем образовании» определяет, что успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение аттестации педагогическим работником, а также является основанием для присвоения ему соответствующей квалификационной категории и / или педагогического звания (часть седьмая статьи 49). Хотя эта норма четко устанавливает обязательства зачислять успешную сертификацию для присвоения педагогическому работнику соответствующей квалификационной категории и / или педагогического звания, некоторые аттестационные комиссии трактуют ее на свй усмотрению и грубо нарушают права педагогических работников.
Положение о сертификации педагогов определяет, что успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение очередной (внеочередной) аттестации педагогическим работником с присвоением ему следующей категории педагогического работника или подтверждением имеющейся высшей категории (пункт 40 Положения). Если учитель успешно прошел сертификацию, ему выдается сертификат, который нужно подавать аттестационной комиссии, чтобы она присвоила следующую квалификационную категорию и / или педагогическое звание.
Зато действующее Типовое положение об аттестации педагогических работников, которое было утверждено еще тогда, когда о сертификации речь не шла, не предусматривает процедуры присвоения квалификационной категории и / или педагогического звания на основании сертификата без дополнительного изучения педагогической деятельности работника.
Часть аттестационных комиссий, председатели и члены которых знают законы и умеют их понимать, без проблем присваивает учителям квалификационную категорию или педагогическое звание на основании сертификата.
Другая часть комиссий, председатели и члены которых законов не знают, а неоднократные разъяснения не могут понять, не считает успешное прохождение сертификации достаточным основанием для присвоения учителю квалификационной категории или педагогического звания. Поэтому они грубо нарушают права педагогов, незаконно и безосновательно заставляют учителей дополнительно проводить открытые уроки, писать отчеты, тратить время и силы на доказательство того, что уже исчерпывающе и убедительно доказано процедурой сертификации.
ПОЗИЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОМБУДСМЕНА
Считаю абсолютно незаконными отказы аттестационных комиссий выполнять требование части седьмой ст. 49 Закона Украины "О среднем образовании". Также считаю такие незаконные решения безоговорочным доказательством непрофессионализма членов этих аттестационных комиссий.
Я уже неоднократно обращался в МОН с соответствующими письмами с предложениями для решения этой коллизии и за разъяснениями. В частности, письмом предлагал внести изменения в части 7 статьи 49 Закона Украины «О среднем образовании» и изложить ее в следующей редакции: "успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение аттестации педагогическим работником, а также является достаточным основанием без каких-либо дополнительных условий для немедленного присвоения ему соответствующей квалификационной категории и / или педагогического звания".
Также еще весной в этом же письме выражал предложение в МОН разработать и вынести на общественное обсуждение новый проект Типового положения об аттестации педагогических работников, в котором бы предусматривалась процедура присвоения квалификационной категории и / или педагогического звания на основании сертификата без дополнительного изучения педагогической деятельности работника.
В разъяснении МОН от 24-06-2021 №21-083, которое мы получили на наше обращение, МОН сообщило нам, что уже разработан проект новой редакции Положения об аттестации педагогических работников, которым определены и порядок аттестации педагогических работников, прошедших сертификацию. Тогда же МОН отмечало, что текст проекта Положения ближайшее время будет размещен на сайте Министерства образования и науки Украины для общественного обсуждения, но пока текст для общественного обсуждения, к сожалению, не выложен. Выражаем надежду, что текст проекту будет обнародован на сайте МОН можно быстрее, чтобы наконец-то полностью устранить эту коллизию.
КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ: РАЗЪЯСНЕНИЕ МОН
Согласно письму Министерства юстиции Украины от 26.12.2008 №758-0-2-08-19 «О практике применения норм права в случае коллизии», если существуют противоречия между актами, принятыми разными по иерархиями органами, применяется акт, принятый высшим органом, как имеющий большую юридическую силу. Именно поэтому нормы Типового положения об аттестации педагогических работников применяются только в той части, не противоречащей Закону и Положению о сертификации.
Поэтому, поскольку пункт 40 Положения о сертификации определяет, что успешная сертификация предусматривает присвоение учителю начальных классов следующей категории, аттестационные комиссии должны ее присваивать безусловно и делать это только на основании сертификата, а не "изобретать" для учителей дополнительные меры по проверке их педагогической деятельности или требовать дополнительные документы, кроме сертификата.
Полное разъяснение МОН - по ссылке 24-06-2021 №21-083.
Также МОН письмом от 15.12.2020 №1 / 9-690 Относительно аттестации учителей начальных классов, что успешно прошли сертификацию, разъяснило местным органам управления образования, руководителям учебных заведений, председателям аттестационных комиссий и педагогическим работникам порядок аттестации учителей начальных классов, успешно прошли сертификацию. Согласно этому письму, успешное прохождение учителем сертификации, подтвержденное соответствующим сертификатом, является достаточным основанием для присвоения ему следующей квалификационной категории или подтверждения имеющейся высшей категории без предоставления дополнительных документов или проведения дополнительных мероприятий.
Подробно о других проблемах по аттестации и сертификации педагогов и предложения к их решению читайте в отдельном разделе первого ежегодного доклада образовательного омбудсмена "Соблюдение прав в образовании - 220" (ст. 86).
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом