Уже около года Украина живет в условиях войны. Участники образовательного процесса постоянно вынуждены адаптироваться к новым условиям. Из-за длительных перебоев и отсутствия электроснабжения, доступа к интернету, пребывания в укрытиях, образовательные потери учащихся возрастают в геометрической прогрессии. Большинство педагогов пытаются организовывать учебный процесс и добросовестного работать с детьми, несмотря на существующие препятствия, однако существенно наверстать и компенсировать образовательные потери слишком сложно. Вопрос прежде всего нуждается в государственном урегулировании.
Заместитель директора Украинского центра оценивания качества образования Татьяна Вакуленко в разговоре с «НУШ» предоставила собственную оценку ситуации по уровню образовательных потерь и предложила действенные инструменты для диагностики и корректировки имеющихся пробелов. Она сообщила, что пока мы не можем четко говорить о числовом значении образовательных потерь, о математическом измерении этого понятия, ведь подлинных данных о результатах учебных достижений украинских учеников нет. В прошлом году удалось провести основной этап международного исследования качества образования PISA-2022, результаты которого будут известны только в декабре 2023 года. Их можно сравнить с результатами довоенного исследования.
Однако следует понимать, что результаты PISA не в полной мере можно использовать как информацию об образовательных потерях, так как это исследование не основывается на государственных программах и содержании национальных стандартов образования. В цикле исследования 2022 года изучали читательскую, математическую и естественнонаучную грамотности, креативное мышление как инновационную отрасль. Но эти тестовые задания не отражают весь комплекс компетентностей, определенных украинским государственным стандартом. PISA также не исследует компетентности учеников по истории Украины, украинского языка и т.д., то есть чрезвычайно важных для нашего образования дисциплин.
Эксперт подчеркнула, что на различие в результатах детей влияет их место жительства, тип учебного заведения, социально-экономические условия жизни семьи. Наиболее уязвимыми к накоплению образовательных потерь дети, которые растут в сложных социоэкономических обстоятельствах, не имеют достаточных ресурсов на технику для дистанционного образования, в частности:
Татьяна Вакуленко подчеркнула, что образовательные потери – как снежный шар: если существуют пробелы на определенном уровне образования, то эти пробелы приводят к следующим пробелам. Для корректировки данного процесса учителям следует уделять больше внимания ключевым элементам учебного материала, фокусироваться на том, чтобы дети их усваивали полноценно.
Специалисты международного проекта SURGE разработали ряд учебных материалов первичной и вторичной диагностики результатов обучения по математике и украинскому языку для учащихся 5, 7 и 9 классов по материалам, изученным, соответственно, в 3–8 классах. Этот проект о том, что сначала должен быть разработан инструмент диагностики и измерения ключевых учебных достижений тех элементов учебного материала, которые существенны для осуществления образовательного развития. Это подборки тестовых заданий, по результатам выполнения которых учащийся автоматически получает краткий отчет.
Он содержит информацию о тех задачах, которые учащийся не смог выполнить правильно, а также рекомендации по навербованию определенных пробелов. Это помогает работать над ошибками и пробелами в усвоении ключевых тем. Эти материалы размещены на портале Всеукраинской школы онлайн.
Эксперт подчеркнула, что международные образовательные эксперты предлагают разнообразные возможности для наслаждения образовательных потерь. В то же время большинство из них нуждается в дополнительном рабочем времени учителей, что должно компенсироваться дополнительной оплатой труда педагога. А это уже решается на государственном уровне. Одним из действенных инструментов по привлечению образовательных потерь является расширение онлайнового контента на образовательных платформах. Однако дистанционное самостоятельное обучение младших школьников не может быть действенным.
Международные рекомендации содержат руководство по адаптации содержания преподавания на следующих уровнях образования. То есть в учебных программах должен быть контент, который учащиеся должны были бы изучить, но имеют определенные пробелы. Должен быть реализован концентрический принцип преподавания.
Относительно внедрения дополнительного компенсаторного учебного года, Татьяна Вакуленко отмечает, что это достаточно финансово дорогое решение, которое обязательно повлечет за собой общественное возмущение и негативно повлияет на мотивацию учеников, особенно на тех, у кого минимальные или вообще отсутствуют пробелы в учебе. Она отмечает, что для преодоления образовательных потерь следует внедрять стандартизированные подходы, разработке которых предшествует общественный диалог и подробный анализ украинского контекста.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом