Укр Рус

Организация образовательного процесса в условиях войны: рекомендации МОН

Организация образовательного процесса в условиях войны: рекомендации МОН

Министерство образования и науки разработало рекомендации для педагогов по организации образовательного процесса в условиях войны в начале 2023-2024 учебного года.

В МОН подчеркивают, что общим приоритетом является максимально возможная безопасность всех (каждого ребенка, работников и работниц системы образования, родителей всех участников и участниц образовательного процесса).

Управленцам всех уровней МОН рекомендует:

1. Выбирая между необходимостью "выполнить программу" и "сохранить ресурсность для победы", выбирайте второе. Если тревога звучала ночью и ребенок/учитель или учительница чувствует себя уставшей утром, высокая концентрация академического материала в начале и «постулат» о неукоснительном соблюдении установившегося порядка действий становятся неактуальными.

2. Нельзя пренебрегать сигналами тревоги. Независимо от форм обучения (очная или заочная, индивидуальная – экстернатная, семейная) или форм организации образовательного процесса (очный или дистанционный режимы, смешанное обучение) и т.д. После сигнала нужно остановить занятие для того, для кого сигнал раздается, и перейти в укрытие. Это, безусловно, касается и учителя или учительницы, который это занятие проводит (во время дистанционного урока сигнал тревоги может раздаваться в отдельных областях – тогда он может касаться части детей и/или только учителя / учительницы).

3. Относитесь к потере концентрации (собственной и учащейся) с пониманием. Не стоит в начале дня предлагать новые (сложные для усвоения) темы; уделите время укреплению и ощущению безопасности, обратите внимание на социально-эмоциональное обучение, посвятите урок обобщению и систематизации предыдущего материала. Академическую составляющую мы обязательно наверстаем после стабилизации ситуации.

4. Создайте пространство, в котором ребенок будет ощущать близость («Я с тобой!»), уважайте разность. Недопустимы фразы вроде «Я или другой ученик или ученица смог / смогла прийти вовремя / выполнить домашнее задание…, так и ты должен!», «Соберись и начинай работать, потому что всем сейчас сложно» и т.д. Альтернатива: «То, что мы все переживаем – непростой вызов, и мне жаль, что тебе приходится через это проходить. Несмотря на это, ты прекрасно справляешься, а вместе нам удастся еще лучше».

5. Помните, что «...нет человека, который был бы как остров». Заботьтесь о себе, делитесь своими переживаниями с близкими.

Подпишитесь на email рассылку!

Рекомендации МОН по учебной нагрузке и выбору форм и методов обучения:

1. Позвольте гибкость в планировании и модификации учебной деятельности. Тема, которая обычно требует одного урока, чтобы преподавать в классе, вероятно, во время дистанционного обучения займет вдвое больше ресурса. В условиях войны (сигнал «Воздушная тревога» и переход в хранилище, стрессовые ситуации и т.п.) это займет еще больше времени.

2. Позаботьтесь об адекватных учебных нагрузках. Большие объемы материала, чрезмерная сложность задач не способствуют качеству обучения. Подавайте информацию дозированно: мозг не может запомнить все сразу, желательно возвращаться к материалу снова и снова — в новых контекстах. Минимизируйте домашние задания и самостоятельные (контрольные) работы. Продолжительность выполнения задач для самоподготовки учащихся во внеучебное время не должна превышать 1 час в 3-5 классах; 1,5 часа в 6-9 классах; 2 часа в 10–11(12) классах. Учащимся 1–2 классов не рекомендуем давать следующие задачи.

3. Предоставляйте возможность выбора и поощряйте учащихся и учениц выбирать: то или иное задание, тот или иной способ выполнения, варианты презентации результатов и т.д.

4. Относитесь к ошибкам как к части процесса обучения, а не к поводу наказания. Ошибки естественны и нужны. И речь идет не только об учениках и ученицах, но и об учителях и учительницах. Начните с понимания с собой. Невозможно начать существовать в новой реальности без большого количества попыток и ошибок. Кроме того, стресс влияет на внимание, память, способность сосредотачиваться. Некоторые дети могут демонстрировать поведение, присущее меньшим по возрасту ученикам. Ко всему этому нужно отнестись с пониманием. Не упрекайте других или себя.

5. Предпочитайте формовочную оценку — оценку для обучения (обратную связь для совершенствования обучения; лучшее вовлечение учащихся и учениц в процесс обучения (что будем изучать, для чего это, как использовать за пределами школы).

6. Поддерживайте гигиену использования технических средств. Делайте перерывы для движений/игр/разговоров/ дайте учащимся возможность высказаться: рассказать о своем настроении, проговорить эмоции и т.д.

7. Осторожно относитесь к темам семьи, дома, домашних любимцев (дети могли их потерять), недавнего прошлого и подобного. Психологи не советуют использовать в играх или на занятиях метафоры / образы самолетов, военной техники и т.д. Будьте внимательны к звукам, сопровождающим урок (в видеоматериалах и т.д.). Все это может травмировать находившихся под обстрелами детей. Спрашивайте разрешения на прикосновения. Не расспрашивайте о травмирующих событиях, однако всегда выслушайте ребенка, о чем бы он ни говорил. Помогите учащимся видеть ежедневные (даже небольшие) победы в их жизни, научите их замечать это.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type