По инициативе ОО «Смарт образование» совместно с Фондом Фридриха Науманна за Свободу стартует новый образовательный проект "Дофамин для образования", который включает 10 выпусков, посвященных трендам и изменениям в образовании. Образовательный подкаст рассчитан на всех участников образовательного процесса и имеет целью определить важные аспекты качественного и доступного образования, раскрыть проблемы в сфере образования и наметить основные направления по их устранению.
Директор Украинского центра оценивания качества образования Татьяна Вакуленко на портале «НУШ» осветила тему первого выпуска, посвященного неравенству в образовании в национальном и мировом контексте.
Исследование PISA показывают, что в Украине социально-экономический статус на 14% определяет успешность ученика, что является худшим показателем, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Пандемия и дистанционное обучение значительно обострили неравенство в образовании. По мнению экспертов, пробелы в образовании негативно отразятся на экономическом развитии страны в течение предстоящих 10 лет.
Значительное неравенство качества среднего образования наблюдается между сельским и городским образованием. Такая тенденция объясняется тем, что сельские школы удалены от ресурсов, как человеческих так и технических. В сельских школах существует дефицит квалифицированных педагогов. Часты случаи, когда один учитель преподает сразу несколько дисциплин. И хорошо, если он знает эти предметы.
Несмотря на децентрализацию, которая предусматривает оседания средств в общинах, вопросы образования не стоят в приоритете.
В сельских школах часто наблюдается низкий социально-экономический статус, что не мотивирует учащихся к обучению.
Пандемия обострила неравенство в образовании. Для нивелирования ситуации эксперты предлагают более подробно рассматривать вопросы качественного дистанционного обучения в регионах, которые попадут в красную зону, и осуществления контроля учебных заведений, которые будут работать офлайн. Техническое обеспечение школ и доступность детей к образованию должен решаться на государственном уровне.
Наверстать потери знаний через дистанционный формат обучения можно разными путями.
Например, можно уменьшить или отказаться от раннего разделения детей, классов, школ по учебным возможностями, чтобы обеспечить учащимся равные условия для обучения. Важной составляющей остается инклюзия. Детей следует учить толерантности и умению понимать другого, уважать его и быть частью этой среды.
Ученикам старой школы следует предлагать альтернативные варианты продолжения обучения с учетом их интересов и интеллектуальных ожиданий. Правильным шагом к этому является создание сети академических и профессиональных лицеев. В то же время для учащихся, которые отстают от своих сверстников, должна быть обеспечена дополнительная поддержка со стороны школы.
Особого внимания требует углубления связи между школой и семьей ребенка.
Как бороться неравенство в образовании?
Для выравнивания уровня образования в селах и городах эксперты рекомендуют создавать в сельских местностях инфраструктуры с обеспечением качественного и доступного образования. Действенным шагом в этом направлении является формирование опорных школ, которые будут собирать детей из разных населенных пунктов и предоставлять образование уровня городского заведения.
Не менее важным шагом является техническое обеспечение школ и доступ к качественному интернету.
Многие ожидания возлагается на новый проект «Учи для Украины», когда при добровольном инициативы молодые специалисты на два года едут преподавать в сельские школы.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом