Для участия в национальном мультипредметном тесте создано более 211 тысяч персональных кабинетов. Выбирая предмет дополнительного блока, химию или физику избрало только 3% поступающих, о чем сообщает УЦОКО. Экскеровщик Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук размышлял, почему физика и химия больше «не нужны» для большинства учащихся.
Дальше – прямая речь.
О-ба… Кажется мне, что в украинском образовании нашли дежурных козлов отпущения. Я о химии и физике. Реформаторы думают, если эти предметы будут изучать не все ученики, а только те, кому они нужны, то в этом будет большая реформа. И разгрузка. Да. Если бы не так!
Осознавая то, что меня могут забрасывать камнями, все-таки вспомню советскую школу. Как думаете, почему в советской школе никогда не возникал вопрос о том, чтобы указанные выше предметы изучали только те, кому они нужны? Если не знаете, то я отвечу: «В советском образовании власть видела залог национальной безопасности». Другими словами – советское государство серьезно думало о подготовке тех, кого называли «технарями». Уверен, что если бы в те времена советские ученики принимали участие в международных сравнительных исследованиях типа TIMS, то они имели бы одинаковые или почти одинаковые результаты с учениками Румынии, Вьетнама и Южной Кореи. Особенно – Южной Кореи.
Не имея достаточного количества природных ресурсов, эта страна начала вкладывать средства в интеллект нации, в развитие высокотехнологичных производств. Какие без
Химии и физики невозможны. Результаты таких вложений известны. И почему-то в Южной Корее, как и в других странах, ученики которых занимают первые места по результатам международных сравнительных исследований, не стоит вопроса о том, что в школе сложно учиться, не ведутся переговоры обучением. Там очень много и сложно учатся. Но потому и результаты имеют. Как в образовании, так и в ВВП.
А наше нытье о том, что сложно и много, о том, что химию и физику должны изучать только те, кому эти предметы «нужны», приведет лишь к совершенно противоположному результату. К отстою и застою. Кто будет восстанавливать и строить страну? Лирики?
P.S. В советской школе я изучал и химию, и физику. Не скажу, что это мои любимые предметы. Как и не скажу, что я изучал их с большим удовольствием. И выше "тройки-четверки" я из этих предметов никогда не получал. Но после окончания школы у меня никогда не возникло мнение о том, что это был бесполезный труд.
Итак, господа реформаторы. Не нужно личный опыт и детскую память об изучении тех или иных предметов в школе, ложить в основу решений о целесообразности их овладения сегодня всеми учениками или только теми, кому они нужны. Лучше подумайте о том, как учащимся украинских школ по результатам международных сравнительных исследований стать рядом с теми странами, которые я назвал выше. А без массового изучения математики, физики, химии – это будет невозможно. И здесь речь не о рейтинге. А о будущем государства
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом