Пандемия COVID-19, полномасштабная война вынудила украинцев адаптироваться к новым условиям жизни. Значительные изменения претерпевала и образовательная отрасль. Учебный процесс был переведен в дистанционный формат, который был неожиданным, стрессовым и проблематичным для большинства участников образовательного процесса. Впоследствии боевые действия, воздушные тревоги, ракетные атаки, временная оккупация части территории Украины, отсутствие электроэнергии продолжают негативно влиять на психологическое состояние украинцев, нести риски ухудшения качества образования детей, углубления существующих образовательных неравенств.
Министерство образования и науки совместно с ЮНИСЕФ разработали рекомендации по организации программ по наверстанию образовательных потерь для общественных организаций, учебных заведений, органов управления образованием и других организаций, которые уже внедряют или планируют внедрять программы по наверстанию образовательных потерь.
Эти рекомендации предназначены для общественных организаций и других стейкхолдеров, в частности, учебных заведений, органов управления образованием, которые уже внедряют или планируют внедрять программы по наверстанию образовательных потерь.
В рекомендациях определено 10 принципов организации программ по наверстанию образовательных потерь:
1. Программа по наверстанию образовательных потерь отвечает всесторонним потребностям учащихся.
2. Образовательная среда является физически и эмоционально безопасной; в нем существуют планы предотвращения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации.
3. Учебная программа по наверстанию образовательных потерь сокращена; приоритет предоставляется важнейшим компетенциям, их интеграции и закреплению.
4. Учебное время, форма обучения и экзамены могут быть адаптированы.
5. Программа по наверстанию образовательных потерь эффективно использует индивидуальный подход к обучению.
6. Учителя возвращаются в образовательный процесс; их благополучие поддерживается после перерыва в преподавании.
7. Учителям предоставляются возможности и ресурсы для привлечения всех учащихся и внедрения программы по наверстанию образовательных потерь.
8. Учащиеся, их семьи и общины получают информацию, привлекаются к консультациям и активно участвуют в разработке и реализации программы по привлечению образовательных потерь.
9. Программа по наверстанию образовательных потерь признана и согласована с национальной системой образования и имеет четкие пути реализации.
10. Программа по наверстанию образовательных потерь интегрирована в национальную систему образования и соответствующую стратегию.
В МОН отметили, что наработанные рекомендации станут основой для разработки Национальной стратегии по привлечению образовательных потерь в Украине.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом