Переход с младшей в среднюю школу для финских школьников планируют постепенно и заранее.
Об особенностях этого процесса рассказали финские учительницы Аня Хуринайнен-Косунен и Рия Палмквист для изданию "Новая украинская школа".
ПЛАН ПЕРЕХОДА В СРЕДНЮЮ ШКОЛЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ
Ответственный за перевод учеников - директор школы. Каждая школа формирует группу по вопросам обеспечения перехода, которая планирует и реализует эту работу. Эти команды сотрудничают с группами по вопросам благополучия школы - директором школы, представителями школьной медицинской службы, психологом, социальным работником, учителями для детей с ООП, консультантом по обучению (предоставляет консультации по содержанию предметов и методов преподавания).
В Финляндии есть муниципалитеты, которые сформировали систему, нацеленную на поддержку перехода.
В каждой финской школе есть приложения к школьной образовательной программе, содержащие план обеспечения благополучия в школе. В нем указывают общие потребности в обеспечении благополучия учащихся и доступных услуг.
- План защиты учащихся от насилия, буллинга и притеснений. В нем есть подробные объяснения, что делать в случаях травли.
- План действий в случае острого кризиса, угроз и связанных с риском ситуаций. В прошлом году школы возобновляли эти планы из COVID-19 - подробно прописывали шаги, которые будет делать школа при новой волны заболевания.
- План по идентификации и предоставления услуг по профориентации учащихся и консультирование по обучению. В нем указываются ответственных лиц за планирование визитов в начальную школу, приглашение младших школьников в среднюю школу на ознакомление.
В каждой школе есть команды, которые готовят эти планы.
План по профориентации учащихся и консультирование по обучению должна содержать следующие части:
- описание структуры, методов работы, разделения задач и обязанностей персонала по консультированию учащихся;
- связь с местными мультипрофессиональными сетями (среди которых, например, сфера социального обеспечения и здравоохранения)
- как строится сотрудничество между семьей и школой;
- сотрудничество между школой и предприятиями;
- ознакомление на практике с трудовой жизнью.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕХОД В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
Переход от начальной в среднюю школу требует систематического сотрудничества между школой, которая отправляет детей, и школой, которая принимает (иногда это звенья образования в одном учреждении). Информация, которая передается, должен содержать сведения об образовательных среды, практики, руководящие и вспомогательные документы: как учили учеников, их сильные стороны, какую поддержку им оказывали.
К сотрудничеству привлекают также учащихся средней школы, родителей (опекунов).
Весной ученики 6-х классов (начальная школа в Финляндии длится с 1-го до 6-го класса) посещают среднюю школу. Такие визиты организуют учителя, которые работают с детьми с ООП, консультанты по обучению и ученики-наставники с седьмых классов.
Также бывает, что к младшим классам приглашают учеников из средней школы. Они рассказывают о своем опыте перехода. Многие школы в Финляндии готовят учеников-тьюторов, которые знакомят новичков с особенностями средней школы и помогают быстрее адаптироваться. Это способствует мягкому переходу и привыканию к новым условиям.
Родители школьников вместе с ребенком заполняют анкеты, в которых пишут о сильных сторонах учащихся, какой поддержки они нуждаются, оставляют свои пожелания.
Будущие седьмые классы формируют директор, классные руководители начальной и средней школы, учитель для детей с ООП. Учитывают, какие языки, религию или этику изучают ученики, какую поддержку получают, вопрос благополучия, пожелания относительно своих друзей и тому подобное.
НА ЧТО ОБРАЩАЮТВНИМАНИЕ ПЕРЕД ПЕРЕХОДНЫМ ПЕРИОДОМ
Планирование переходного периода начинается уже в осеннем семестре. Директор, учитель для детей с ООП и консультант по обучению информируют шестиклассников о средней школе.
При переходе из начальной школы в среднюю учителям советуют обратить внимание на следующие аспекты:
- Прислушайтесь к тому, чего боятся ученики:
- Как завести друзей?
- Есть ли буллинг?
- Есть ли что-то сложнее то, что было в начальной школе?
- Как долго продолжаются школьные дни?
- Если у меня возникнут трудности в обучении, смогу ли я получить поддержку? Какой она будет?
- Как проходят школьные дни, какой расклад, сколько учеников в классах?
- Прислушайтесь к пожеланиям учеников:
- Можно ли пригласить моего лучшего друга в тот же класс?
- С кем хотелось бы быть в одном классе?
Что ученик должен знать о средней школе:
- О новой школьной культуре (что будет больше учителей, предметов, больше самостоятельности и ответственности);
- Какие новые предметы, как происходит консультирование по обучению, которые языковая программа, а также факультативная речь и факультативные предметы;
- Основы здоровья, бытовые вопросы;
- Что будут разные учителя по разным предметам;
- Что есть поддержка - учитель для детей с ООП, школьная медсестра, психолог, социальный работник;
- Какие ответственность и обязанности ученика, школьные правила и инструкции;
- Что обучение будет шире, увеличится количество направлений, по которым будет происходить тестирование;
- Что учебные дни - длиннее, чем в начальной школе;
- Что в средней школе больше параллельных классов и новых учеников;
- Социальные отношения и друзья могут измениться;
- Какие разновидности и критерии оценки будут применять
- Какие будут внеклассные мероприятия (кружки)
- Что есть ученики-наставники, которые проводят мероприятия, чтобы новая школа стала ближе, появились новые друзья.
На родительских собраниях осенью обсуждают все запланированные мероприятия для детей в течение учебного года. Весной родители получают отчетные карточки о детях.
Во время индивидуальных встреч с учителями родители обсуждают вопросы оценки, школьной культуры, расписания, школьных правил и инструкций, сотрудничества с семьями и тому подобное.
ПРИМЕР ГОДОВОГО ПЛАНА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
АВГУСТ
Учебный год начинается примерно 10 августа.
- Директора начальных и средних школ, учителя для детей с ООП, консультанты по обучению, классные руководители начальных школ обновляют план обеспечения перехода.
- Проводят оценки, насколько успешным был переход в предыдущем учебном году.
СЕНТЯБРЬ
- Директор средней школы и / или учителя для детей с ООП и / или консультант по обучению посещают начальную школу и рассказывают ученикам 6-х классов о работе / предметы средней школы и школьную культуру.
- Собрание для родителей учащихся 6-х классов, в которых принимают участие директора (как начального, так и среднего школ) и учитель для детей с ООП. Они рассказывают о школьной культуре, поддержку, навыки, необходимые в средней школе и тому подобное.
ОКТЯБРЬ
- Учитель для детей с ООП посещает среднюю школу, чтобы поздравить учеников предыдущего года.
- Учителя-предметники средней школы имеют возможность посетить шестиклассников начальной школы и ознакомиться с работой начальной школы.
НОЯБРЬ
- Шестиклассники, их родители и учителя заполняют "переходную форму", которая предоставляет информацию о сильных сторонах ученика, его обучение, работу и поведение.
- Обновляют документы по поддержке обучения.
- Встреча по поводу оценивания между родителями и классным руководителем - во встрече может участвовать учитель для детей с ООП средней школы.
ДЕКАБРЬ
- Встреча по вопросам перехода на которой классные руководители и учителя для детей с ООП средней школы предварительно знакомятся с тем, какие ученики собираются в среднюю школу.
- Учитель для детей с ООП средней школы подводит итоги заполнения учащимися "переходных форм".
ЯНВАРЬ
- Консультанты по обучению встречаются с шестиклассниками и рассказывают, что такое консультирование по обучению.
- Итоговые родительские собрания и напоминание о том, что будет в средней школе: директора начальной и средней школ, учителя для детей с ООП, консультанты по обучению.
ФЕВРАЛЬ И МАРТ
- Подготовка к распределению между классами в средней школе.
- Классные руководители рассказывают "группе по обеспечению благополучия" средней школы о своих учениках.
- Ученики-наставники средней школы планируют учебный день для шестиклассников, чтобы ознакомить их со средней школой - мероприятия, игры и совместный обед.
- Следующей осенью эти ученики-наставники возьмут шефство над новыми семиклассниками.
АПРЕЛЬ
- Распределение между классами, группа по обеспечению перехода: директор, учителя, школа / ученик.
- Публикуется информация о новых классах.
МАЙ
- День знакомства со средней школой и новым классом. Ученики-наставники / тьюторы средней школы планируют и реализуют программу: меры, работа в группах.
- Классные руководители встречаются с директором средней школы и будущими классными руководителями.
ЛЕТО: ИЮНЬ, ИЮЛЬ
- Медосмотр учащихся школьной медсестрой в присутствии родителей.
СЛЕДУЮЩАЯ ОСЕНЬ / АВГУСТ - НАЧИНАЕТСЯ ШКОЛА
- В течение первых дней / недель директор, классный руководитель, наставники / тьюторы (ученики), консультант по обучению предоставляют информацию и знакомят новых учеников со школой. Для этого должен быть план.
- Новые группы (классы) + наставники / тьюторы + классные руководители несколько раз выезжают куда-то вместе. Это способствует сплочению.