Укр Рус

Дистанционка меняет образование - ч.2

Дистанционка меняет образование - ч.2

Дистанционное обучение продолжает занимать важное место в образовании Украины и мира.

Соучредитель ОО "Смарт образование" Оксана Макаренко рассказывает в подкасте "Дофамин для образования" о том, как дистанционное обучение изменило образовательную систему - пишет "Новая украинская школа".

Первую часть подкаста можно прочитать здесь.

КАК УЧАТСЯ ДЕТИ ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА

- Я принадлежу к родителям, которые сильно ценят личный контакт "учитель-ученик". Это сложно перенести в дистанционный формат. Даже если есть классные VR-технологии, учебные материалы и наборы для опытов.

Как переосмысливают образовательные системы роль физического учителя? Они начинают больше его ценить или наделяют другим функционалом и, наоборот, переводят большую часть обучения в дистанционной формат?

С этой темой экспериментируют во всем мире, смотрят, какие процессы можно делегировать компьютеру, а где без участия человека справиться нельзя. Не зря пару лет назад на крупном международном форуме по развитию искусственного интеллекта звучал тезис: "Чтобы создать искусственный интеллект, нужно иметь натуральный".

Подпишитесь на email рассылку!

Мозг - это базовый программный сервер, формируется у человека в основном до 25 лет. В это время пророщуються нейронные связи, которые, по сути, формируют опорные системы. Американский невролог Маркус Рэйчел говорит, что мозг обычно работает в трех базовых режимах:

1. Сеть выявления важности - работает, когда мы пытаемся что-то исследовать и разобраться.

2. Дефолт-система мозга - отвечает за мышление и способность строить отношения с другими.

3. Центральная исполнительная сеть - отвечает за потребление информации.

Эти три системы - антагонисты. Одна работает - другие выключены. Например, чтобы мыслить, надо прекратить потреблять контент. Для этого нужно не менее 23 минут. Это не просто ввиду того, что подростки постоянно отвлекаются на телефон и проводят онлайн 60-80% времени.

Чтобы улучшить способность переключать мозг между различными функциями, надо практиковать медитацию и осознанность, приучать детей к цифровой гигиене.

Кроме того, во время пандемии дети стали меньше общаться друг с другом вживую, и это тоже негативно влияет на развитие способности представлять и планировать свое будущее.

Чрезмерное потребление информации, суета и цифрозависимость вызывают депрессивное состояние, делают из детей фаршированную рыбу. Как будто рыба, а плавать не может. Мозг превращается в желе, а определенные функции не формируются или атрофируются.

В то же время работодатели ожидают от людей все больше именно человеческих качеств. В прошлом году на Всемирном экономическом форуме объявили ТОП-10 навыков, которые потребуются для работы уже в 2025 году:

1. аналитическое мышление и инновационность;

2. активное обучение и стратегии обучения;

3. решения сложных проблем;

4. критическое мышление и анализ;

5. креативность, оригинальность и инициативность;

6. лидерство и социальное влияние;

7. использование технологий, мониторинг и контроль;

8. создание технологий и программирования;

9. выносливость, стрессоустойчивость и гибкость;

10. логическая аргументация, решение проблем и формирования идей.

Итак, передачи твердых предметных знаний ребенку можно поручить искусственному интеллекту, он с этим справится лучше учителя. А вот формирование ума ребенка (способности думать, фантазировать, сопереживать, работать в команде и т.д.) нельзя поручать гаджету. Мыслить люди учатся только от людей. Если с раннего возраста использовать гаджет в режиме бэбиситтера, то неизвестно, какие Маугли вырастут в цифровых джунглях.

- Это второй самый большой страх родителей - гаджетозависимость детей и то, что дистанционная форма углубила эту проблему. Оттянуть детей от гаджетов все труднее. Нам уже начинать паниковать? Или это закономерный процесс эволюции, а мы просто еще это не поняли?

Надо осознать, если ребенок до 10 лет проводил в телефоне 2,5 часа в день и больше - он ​​уже цифрозависм. Оторвать его от гаджета мы уже не сможем.

Эти дети - аборигены в новой цифровой среде и адаптируются к новым реалиям лучше нас, цифровых эмигрантов. Но мы можем попытаться откорректировать их "цифровое меню": ограничить потребление развлекательно-глуповатого контента в сторону учебно-познавательного. За это стоит бороться. Одно дело, когда в гаджете ребенок решает математические уравнения или пишет эссе, и совсем другое, когда расстреливает зомби и смотрит видео, как блогер проходит игру.

То есть необходимость формировать у детей тренд на здоровый образ цифровой жизни, и это придется делать на уровне школы. Потому что часто родители сами цифрозависимы.

Австралийский демограф Марк МакКриндел исследует особенности детей, родившихся после 2010 года. Он назвал их поколением Альфа. Он говорит: "Это не современные ученики терпят поражение в системе образования. Это система образования терпит поражение в современных учениках".

В чем их особенности и преимущества:

1. Даже поколения Z, которое сейчас учится в базовой и старшей школах, медленнее них обрабатывает информацию. Эти дети мгновенно сканируют все и потребности тонны контента, нафаршированные информации из различных сфер и будут готовы к обучению в течение жизни. И это не удивительно, потому что им придется за жизнь изменить более 20 профессий и 7 различных сфер деятельности. Некоторых еще вообще нет.

2. Они мобильны, легко преодолевают границы: географические, культурные, ментальные, религиозные, языковые.

3. Так же не чувствуют границ между обучением, игрой и реальной жизнью, между виртуальной и настоящей реальностями. Имеют более сложную идентичность. Мы берем гаджеты в руки, чтобы выполнять какую-то функцию. Дети из поколения Альфа воспринимают телефон и интернет как продолжение тела.

Меня хорошо могут понять водители: когда ты садишься за руль, то со временем появляется ощущение габаритов и скорости движения. Так и эти дети чувствуют продолжение своих габаритов в интернете. Они считают, что часть их мозга, памяти, функций размещена там, за пределами их тела. Это влияет в том числе и на то, как они учатся.

Было исследование: во время тестирования одну группу просили спрятать телефоны в сумки, другие - положить на столе перед собой, но не использовать, третьим позволили пользоваться. Хуже справились те, кто имели телефон перед собой. Потому что когда телефона нет, мозг напрягает память. Когда он есть - ты ищешь информацию в интернете. Когда телефон лежит рядом, мозг кричит "не напрягайся, посмотри и поищи там". Но нельзя.

Поэтому для современных детей выражение "прекрати сидеть в интернете" теряет смысл. Они там не сидят. Интернет - это часть их самих.

- Что с этим делать? Не учитывать?

Нет. Но нельзя просто забрать, надо дать что-то взамен. Например, можно воспользоваться тем, что эти дети очень любят что-то делать своими руками: лепить из глины, рисовать, сочинять мозаику, оригами, вышивать, выпиливать, разбираться с техникой и технологиями, делать эксперименты и опыты.

Сейчас популярны различные кружки STEM i STREAM, спорт. Театральные кружки хорошо развивают эмпатию и понимание чувств другого человека. Различные лагеря и дискуссионные клубы. Вообще надо взять за практику много разговаривать с детьми о том, что им интересно. Не отворачивать нос, что аниме - это страх, а посмотреть вместе, обсудить сюжет, героев, кто что делает, почему и зачем, что вызвало интерес, а что - сразу. Это все хорошие практики развития мышления, эмоционального интеллекта, умение строить отношения.

- Но эти дети не ограничены в кругу общения. У них с детства есть профили в соцсетях, миллионы подписчиков и френдов.

Да, но это не настоящие друзья, и отношения с ними поверхностны. Они не хотят напрягаться, чтобы объясниться. Стараются избегать любых конфликтов, всего, что сложно и непонятно. Им нельзя долго и подробно объяснять сложную тему, потому что им трудно долго держать внимание. Во-вторых, вы для них непонятны, а значит - совсем не интересны. Им всегда есть с кем обменяться смайликами и короткими месседжами.

Чтобы к ним достучаться, информацию надо нарезать небольшими порциями, упаковать в понятную им обертку: видео, инфографика, 3D-модели, квесты, интересные факты, игры - все, что привлекает и вызвать эмоциональный отклик. Тогда есть шанс, что что-то останется в голове. А еще лучше попрактиковаться сразу, объяснить, как оно в жизни им пригодится.

- А как мы учились? Тетрадь, книга почти без иллюстраций, учитель у доски с мелом.

В наше время доступ к информации был ограничен, искать в библиотеках трудно. Кто владел информацией - владел миром. Поэтому учитель как единственный источник знаний был очень авторитетным лицом. В течение эволюции люди учились чему-то именно у авторитетов. Было исследование среди приматов: одну обезьяну научили получать банан из сложного лабиринта, надеясь, что другие посмотрят и тоже так сделают. А они просто избили ту обезьяну и забрали банан. Только когда исследователи научили получать бананы вожака стаи, остальные тоже полезли за ним в лабиринт.

Появление интернета разрушает иерархическую модель обучения. Информация уже не является ценным и не наделяет властью человека. Все доступно бесплатно за 1-2 клики. Авторитетами становятся люди, которые учат решать проблемы, используя эти знания, предлагают Челендже, показывают новые ролевые модели.

- Так и есть. В авторитет не вождь, который говорит, что делать, а лидер, который делает что-то лучше других и вдохновляет следовать за собой. Это сейчас на всех бизнес-тренингах раздается. То есть, распространение социальных практик распределенного лидерства, горизонтальных связей, сетевого взаимодействия побуждают искать другие форматы обучения?

Да. Но посмотрим, как это работает с детьми. Кто их авторитеты? Кого они уважают и копируют? Проводили опрос и обнаружили, что для поколения Альфа на первом месте - друзья, на втором - блоггеры, родители - аж на третьем. Осознайте. Это десятилетние дети, у которых родители уже на третьем месте. То есть это совершенно новая модель взаимодействия между людьми.

Очевидно, что и роль учителя меняется. Учителя часто болезненно переживают падение своего авторитета в классе, они чувствуют, что современные дети не хотят им подчиняться только потому, что они - учителя. Кто этот человек с мелом и красной ручкой? Чего она может меня научить? Зачем мне то, что она рассказывает? Зачем мне переписывать из учебника правила правописания, если ворд автоматически исправляет ошибки в моем заметке? Учить наизусть обустройства грибницы латиницей? Издеваетесь? Я что, не могу это посмотреть в интернете?

Поэтому дети с нетерпением ждут, когда эта каторга закончится и эта непонятная тетушка от них отстанет и можно будет заниматься полезными делами: снимать и монтировать видео, овладеть фотошоп, дизайнуваты свой сайт или учиться управлять дроном. И если в классе дети вынуждены отсидеть уроки, то во время онлайн-уроков они просто выключают видео и звук и занимаются другими делами, пока учительница что-то рассказывает. Какая польза от такого обучения?

Учителя, которые пошли другим путем, дали детям задание самостоятельно разобраться в теме, найти информацию, проверить надежность источников, проработать в группе до 5 человек и сделать короткую презентацию для других, чувствовали себя во время дистанционки лучше своих коллег, которые пытались отработать в зуме "горловые часы". И дети у них были более мотивированы, счастливы и осведомлены в теме.

- Важное уточнение о развлечениях, привлечения детей, о том, что контент должен быть для них очень доступен. Это очень похоже на инфотеймент, но не связан с реальным тяжелым обучением. Ведь реальная наука - сложная. Реальное обучение не всегда фаном, чем легким и тем, что должно обязательно принести удовольствие. Как учить, а не развлекать это поколение?

А в чем проблема обучать через игру? Еще в XVII веке отец современной классно-урочной системы Ян Амос Коменский предлагал все "школы-каторги", "школы-мастерские" превратить в места игр. Любая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой, в которой все будет осуществляться в играх и соревнованиях, сообразуясь с возрастом ребенка. Об этом и Сухомлинский говорил, и многие другие великие педагогов.

Если мы хотим извлечь современных детей из социальных сетей и мира компьютерных игр, придется паковать твердые предметные знания в фановую обертку: вебквесты, анимированные обучающие ролики, буктрейлер, емодзи-истории, ролевые игры.

Важно обратиться к ребенку на понятном ему языке, с интеграцией элементов развлечения, игр и обучения. Что тут страшного? Учителям, наоборот, станет легче работать. Не надо будет кричать или скакать у доски, чтобы привлечь внимание. Просто зафиксируйте факт, что количество и качество едьютейнмент-проектов во всем мире ежегодно растет. Хотим мы того или нет.

Люди никогда не жили так прекрасно, как сейчас. Кто из взрослых хочет обливаться кровью и потом? Все хотят получать удовольствие от работы, отношений, обучения. Все должно быть фанов, легко и быстро. Этот тренд начало поколения зуммеров, которое родилось в эпоху девяностых, когда можно было получить легкие деньги, это эпоха доткомов и быстрых стартапов.

Очень легко получить свою порцию допамина и серотонина - гормонов счастья, просто побецавшы в компьютерную игру. Лучшие психологи, нейрофизиологи и маркетологи мира соревнуются за твое внимание. Нашему мозгу все равно, получил ты реальные деньги или они тебя посыпались с виртуальной сундуки, завоевал ты кубок победителя на спортивных соревнованиях или в виртуальной игре. Мозг дает тебе те же ощущения эйфории и радости.

Мозг всегда экономит ресурсы и выбирает более легкий путь. Чтобы противостоять этому, нужно приложить немало усилий. Я не ретроград и убеждена, что во многих аспектах технологии облегчили нам жизнь. Я бы не хотела жить в мире, где нет стиральной машинки, компьютера или телефона. Но это стало и проблемой, которая разрушает наши тело, мозг, отношения, делает импульсивными и слабыми. Об этом начинают кричать психиатры, учителя, родители. Мы еще до конца не осознаем, с чем имеем дело и как это обернется. Есть над чем подумать, прежде чем следовать за трендами в цифровое общественную жизнь.

Надо внимательно присмотреться, какие новые образцы поведения дети видят в интернете. Что делают их кумиры? Я посмотрела. Распаковывают подарки перед камерой - миллион подписчиков. Раздают деньги друзьям и подписчикам за выполнение глупых челлендж или ходят на шопинг. То есть постоянно идет трансляция легкой жизни, счастья, неземной красоты и легкости бытия. Куча совершенно фантастических, нереалистичных образцов для подражания.

А в реальной жизни им на кого равняться, если все друзья и даже родители тоже в телефоне залипли? К чему это приводит? Имеем рост уровня депрессий и детских суицидов во всем мире.

Мы просто не имеем права бросить этих детей на произвол судьбы. Нам придется перестроить серые школьные пространства под игровую развивающую учебную среду. Ограничить время на игры онлайн, одновременно предложив интересные образовательные платформы. Прекратить им читать длинные нотации о послушании, а предложить интересные проекты, где они будут развивать природную любознательность. Взаимодействовать с другими детьми не только в соцсетях, но и на свежем воздухе, в лаборатории, на спортивной площадке.

Для этих детей важен спорт. Они много сидят без движения, и у них атрофируются мышцы, ослабевает сердце, меняется гормональный фон в сторону депрессивного. Лучше всего подходят для корректировки влияния цифровизации игры с мячом - сквош, теннис, волейбол, футбол. Там, где ты должен быть в моменте, ловить, отбивать, концентрироваться, наблюдать, взаимодействовать с другими. Голова переключается от непрерывного потребления информации в другой режим - и это улучшает когнитивные навыки и делает более успешными в учебе.

Важно научить детей ставить и достигать целей. Для того цели должны быть смарт: конкретные, измеряемые, реалистичные, достижимые, ограниченные во времени. Чтобы научились соотносить свои желания и свои ресурсы и возможности, иметь четкий план действий, как того достичь.

Ведь они космополиты. Их беспокоят большие проблемы, скажем, проблемы экологии или космоса. Чтобы успешно справиться с такими масштабными вызовами, детям придется лучше, чем нам, научиться договариваться, взаимодействовать, распределять между собой задачи и ответственность. Чтобы иметь креативный досуг и вести гедонический образ жизни, придется иметь еще лучшее образование и способность придумать новые способы зарабатывать деньги. Потому что без хорошего образования и развитой дефолт-системы мозга, которая отвечает за способность мыслить, прогнозировать последствия своего поведения, представлять совместное будущее, какое поведение мы можем надеяться?

- Учитывая такой портрет детей поколения альфа и на все, о чем мы говорили, как образовательные системы перестраиваются на национальном уровне? И как нам в Украине нужно это делать?

Например полной перестройки образовательных систем еще нет.

Мировые тренды я уже описала. Они для Украины релевантные. Но у нас нет настоящего рынка образовательных услуг. В школах до сих пор действует государственная монополия на контент, хотя на уровне деклараций и закона учителя получили свободу в выборе методик обучения и материалов, курсов повышения квалификации. Но денег на обеспечение этого права им не дали.

Можно пользоваться бесплатными материалами, подобными Khan Academy. На сайтах издательств есть PDF-копии учебников. За карантин появилась Всеукраинская школа онлайн, которая, по сути, не является настоящей дистанционной школой, а, скорее, библиотекой отдельных учебных материалов в помощь ученикам и учителям. Еще сделали государственный электронный дневник и работают над кабинетом учителя в ВШО.

Это не мало, и даже очень круто, впрочем, это только классическая LMS-система. Одна из многих возможных платформенных решений, каких много.

В общем государстве стоит отказаться от идеи монополии в этой сфере. Нельзя финансировать и развивать только ВШО и наполнять ее постоянно силами волонтеров, доноров или работников держинституций. Нельзя предлагать производителям видколупаты цифровой контент от собственной платформы и передать в единую государственную онлайн-платформу. Это никто из производителей не сделает хорошо, даже за государственные деньги. Это технически сложно и вообще бессмысленно.

Даже Китай, который любит все контролировать, такого не делает. В Украине просто надо создать рынок цифровых решений, определить правила игры: стандарты, требования, экспертизу, порядок отбора и закупки. Это неправда, что у нас нет нормальных производителей и цифрового продукта. Но их мало, потому что нет рынка. Поэтому те, что есть, переориентируются на рынки США и Европы, поскольку в Украине их продукты покупают только частные школы и отдельные родители. Государство не покупает в них.

Почему не сделать центральную "шину", к которой, с одной стороны, подключаются различные модули и цифровые платформы с образовательным контентом, а с другой - различные школы, ученики, учителя. Эта центральная шина обеспечивала бы обмен данными, ресурсами, контролировала с помощью искусственного интеллекта соблюдения правил и норм, прозрачность финансирования. Вокруг нее можно строить всю образовательную экосистему, с обучением учителей включительно.

Мы об этом много говорили в различных рабочих группах при МОН, Минцифри, в кабинетах ВР, у премьер-министра и президента. Но все ограничилось концепциями и красивыми намерениями. В реалиях накануне локдауна сделано очень мало, и вся дистанционка снова ляжет на плечи учителей и родителей.

Хотя в Украине на уровне закона полная и сетевая образования признаны самостоятельными институциональными формами обучения. За последние полтора года дистанционные школы в Украине появились, как грибы после дождя, а те, что были раньше, выросли в 7-10 раз. Родители забирают детей из обычных школ, где было плохо настроено удаленное обучение, и переводят в дистанционные школы, которые имеют свои платформы, цифровые материалы, налажены системы коммуникации с учащимися и родителями с помощью технологий, работают по методикам перевернутого класса. Или что-то хотя бы приближенное к тому.

Впрочем, родителям надо быть внимательными, выбирая дистанционную школу, потому что они очень разные и не всегда по привлекательной оберткой найдете качественный продукт.

- Если посмотреть на эту картинку широко, а затем сузить до конкретной школы, как бы ты описала идеальную школу постпандемичний периода? Какой бы она должна была быть или какой она будет?

Это абсолютно новое образовательное пространство, в котором дети могут заниматься различными активностями. Оно поделено не на классы, а по функциональному назначению помещений. Там должны быть помещения, где дети будут перезагружаться и сбрасывать энергию, взаимодействовать в спортивной игре, медитировать, петь, снимать видео и презентовать. Там будут исследовательские лаборатории, где дети будут проводить эксперименты и делать проекты вместе, дебатировать и мастерить.

- И это будет оффлайн. Прекрасно.

Там будут и виртуальные игровые пространства и лаборатории, где дети смогут, как в майнкрафт, взаимодействовать и делать что-то общее. Там будут под каждого выстроены индивидуальные траектории на учебных платформах, которые будут отслеживать прогресс ребенка с помощью искусственного интеллекта.

Полностью изменится роль учителя, появятся новые профессии. Например, упаковщик контента, производитель 3D-моделей, методисты онлайн-программ, так методики существенно отличаются.

Но функция учителя остается важной, он станет наставником ребенка. Он ему передает не знания, а формирует навыки и умения, полезные для жизни. Например, передающий информацию, а учит ее искать, проводить валидацию результатов, понимать, модерирует дискуссии, создает Челендже, следит за ближайшей зоной развития и дает посильные для ребенка задачи, отвечает на вопросы, проводит социально-эмоциональное обучение.

- Где взять такого учителя? Это требует совершенно других качеств и навыков, которые нужно где-то развивать.

Сейчас в Европе много вкладывается в обучение учителей. У нас в стране почти 450 000 учителей, а волшебной палочки нет. Очевидно, что за карантин учителя устали и появилась отвращение к цифре, но и цифровые навыки очень продвинулись. Очевидно, что за один день они не превратятся в фасилитаторов, тьюторов и людей, которые в этих креативных пространствах развивают детей и их мышления, а не просто передают знания. Даже если интенсивно организовать обучение учителей.

В этом могли помочь цифровые платформенные решения и сетевое взаимодействие. Когда же учителя создают учебные микрокурсы и цифровые материалы для других учителей.

Впрочем, легко и быстро не будет. Нам надо свой образовательный самолет перестроить во время полета. И это сложная задача.

- Мне кажется, что все страны перестраивают свои самолеты в полете. Мы здесь не единственные.

Да. Нельзя остановить обучение.

Я когда искала ответ на вопрос, как проектировать в условиях неопределенности, когда многое еще не известно. Как готовить детей к жизни в мире, которого мы еще не понимаем. Мудрый человек посоветовал начертить рамку эксперимента, в середине которого развиваются различные модели: что-то прорастет и даст хорошие плоды, то погибнет. Потому ломать легче, а построить новое сложно. Надо четко понимать, на чем ты основываешься. Иметь исследования, подготовленные кадры, перестроить пространства для обучения и двигаться быстро.

Эти процессы можно организовать в пределах реформы Нуш. Ее надо продолжать.

Подпишитесь на email рассылку!

ФОРМУЛА ЛЮБВИ К ОБУЧЕИЮ

- Каждый наш подкаст завершаем тем, что спрашиваем спикеров о формуле любви к учебе. Как бы ты ее описала?

Дофамин в чистом виде - это положительное подкрепление (правило зеленой ручки). Интерактив и вовлеченность (практико-ориентированный подход), индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает интересы ученика и определяет зону ближайшего развития, безопасное, интереснпя развивающая среда, изменение роли учителя с авторитарной на авторитетную (через изменение практик обучения), развитие навыков самоорганизации ученика - умение ставить смарт-цели и заботиться о своих эмоциональном и физическом состояниях.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type