Современных учеников достаточно трудно заинтересовать биографией и творчеством известных украинских писателей. Дети более вовлечены в разные сети, где лучше прочитают сто коротких постов, чем несколько страниц интересного произведения. В целях повышения заинтересованности учащихся к изучению жизненного пути и творчества украинских писателей следует применять креативные подходы и необычные приемы преподавания литературы. Учителя поделились собственным опытом на портале НУШ.
Учительница географии лицея №144 Киева Оксана Даниила к 150-летию Леси Украинский организовала онлайн-вечеринку «На Zoom к Лесе» с вкусностями, которые любили в семье Косачев. К мероприятию присоединились ученики из других школ и даже диаспоры из Латвии, Франции и Норвегии. До встречи онлайн дети должны были приготовить и представить на Зуме какое-то блюдо, что готовили в семье Леси Украинки. Цель мероприятия заключалась в приближении классиков современным учащимся через понимание их гастрономических предпочтений и личного приготовления блюд.
Онлайн-вечеринку можно посмотреть на видео:
Учительница украинского языка и литературы КЗ «Лицей Научный» Кропивницкого Ирина Мельник говорит, что современных учеников трудно заинтересовать фигурой писателя и его творчеством. Другое дело - писатели-современники, которых можно найти в социальных сетях, побывать на встрече или посетить книжную выставку.
Рассказывая о жизненном и творческом пути украинского писателя, учительница предлагает проводить параллели с современностью, приводить интересные факты, свидетельствующие об успехе человека. Найти информацию можно в проектах «Великие украинцы» и «Осмысление и переосмысление».
Ученикам можно предложить найти интересные факты о писателе, самостоятельно проработать один из его произведений и декламировать его всему классу. Интересным приемом является создание образа, который ассоциируется с исторической фигурой.
«Изучая творчество Леси Украинский, принесла на урок живую голубую розу, которая стала символом поэтессы. Урок по жизненому пути Михаила Коцюбинского начала с подсолнечника, постепенно вводя учеников в мир большого солнцепоклонника. Рассматривать фигуру Ивана Франко начали, почувствовав в руках гранит и т.д. »- предлагает Ирина Мельник.
Учительница начальных классов школы №33 Виннице Екатерина Кирилюк рассказала, что на уроках, изучая творчество писателей, она вместе с детьми ставит театральное постановление. Так каждый ученик имеет возможность почувствовать себя актером, надев маску героя произведения.
Еще одна идея, которая нравится ученикам, это создание комиксов на основе прочитанного произведения с продолжением истории, которую ученики самостоятельно придумывают.
Дети также любят читать на природе, или в кругу, создав уютную и комфортную атмосферу.
Хорошим приемом является «Литературная сушка». В фойе школы развешивают на веревках интересные факты биографии писателя, иллюстрации книг. В течение нескольких дней дети самостоятельно пополняют презентацию. После «сушки» материал обсуждается на уроках. Эффективность такого метода заключается в том, что дети, которые не выражают большой заинтересованности биографией и творчеством писателя все равно обращают внимание на материалы, что побуждает их в следующий раз обязательно присоединиться к работе.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом