Укр Рус

Чат-бот ChatGPT: помощник или реальная угроза образованию

Чат-бот ChatGPT: помощник или реальная угроза образованию

В ноябре прошлого года в мире появился уникальный чат-бот на базе искусственного интеллекта ChatGPT, созданный компанией OpenAI, разработавшей эту технологию совместно с Илоном Маском. Такой помощник в считанные секунды способен создать креативный контент на любую тему, интересно и развернуто ответить на вопросы, написать стихотворение и т.д. Робот-помощник или реальная угроза образованию? О том, как изменит искусственный интеллект, образование рассуждал директор дистанционной школы Unicorn School Владимир Страшко на ZN.UA.

Дальше – прямая речь.

Кризис старой системы образования. Что дальше?

ChatGPT и аналогичные ему сервисы ставят студентов перед большим соблазном схитрить и с помощью чата выполнять свои домашние задания в несколько щелчков мыши. Действительно, зачем тратить много времени на поиск информации в сети и ее систематизацию? Вводите запрос в чат-бот, что его команда специалистов долго «натаскивала» на написание таких статей, ждете несколько секунд – и готово! На руках у вас реферат, написанный вполне живым, связным языком, который почти не будет отличаться от того, какой бы вы написали собственноручно, опираясь на информацию из сети.

Тексты, созданные чатом GPT, успешно проходят проверку на антиплагиат, и доказать, что их писал робот, бывает очень сложно. И GPT — это только первая попытка широко внедрить в массовое использование такую технологию. Мы можем ожидать, что дальше это явление будет только развиваться и набирать обороты. Поэтому теперь в образовании такие простые формы контроля знаний, как тесты, написание эссе или небольшого размышления, перестают быть актуальными. Даже презентации больше не будут объективным критерием проверки знаний, потому что искусственный интеллект может найти информацию, структурировать и разместить слайдами вместо ученика. Спрашивается: как же учебному процессу реагировать на такой технический прогресс?

В настоящее время старая система образования переживает значительный кризис, и чтобы процесс получения знаний был адекватен вызовам настоящего, мы должны кардинально пересмотреть подход к тому, какими должны быть нынешний учитель и сам учебный процесс, о чем мы уже писали в предыдущих статьях.

Украине, в частности, и миру в целом нужна коренная трансформация самой сущности системы образования. Теперь главная задача учителя — не дать знания и даже не проверить усвоение студентом материала, а дать самому студенту возможность проявить инициативу в обучении, эффективно использовать полученную информацию, комбинировать ее и применять полученный результат в решении своей задачи. Успешный студент должен научиться решать комплексные задачи, состоящие на стыке различных предметов и дисциплин. Нынешние образовательные процессы должны развивать такой кросс-дисциплинарный и практико-ориентированный подход.

Подпишитесь на email рассылку!

Как это будет выглядеть в действии? От современных выпускников как от будущих специалистов работодатели ожидают умения посмотреть рабочую задачу с разных ракурсов и найти для него нетривиальные решения. Это включает в себя умение работать в кросс-функциональных командах, где каждый участник – специалист своей отрасли. Чаще всего для такого сотрудничества студентам нужны знания и компетенции по разным профессиям, да и просто умение воспринимать аргументы от представителей другой специальности, с другими взглядами, и интегрировать эти предложения в общий командный проект. Но главная задача каждого успешного специалиста, желающего занять место в такой команде, - это способность думать своей головой, включать критическое мышление, анализировать информацию и интегрировать свою долю в общее целое, под конкретный запрос задачи или проекта. Этого не может сделать робот и ни один чат-бот (пока).

А вот для тех, кто хочет остаться «узким специалистом» и не выглядывать из своего удобного пузырька комфорта, новости, к сожалению, неутешительны. По большому счету работа, выполняемая ныне junior-специалистами, с развитием искусственного интеллекта фактически становится ненужной. Такие чаты, как GPT или нейросети типа Midjourney, уже успешно выполняют работу примитивных дизайнеров и копирайтеров, над которой не нужно особо заморачиваться. К примеру, наши контент-специалисты в Unicorn School активно используют чат GPT при составлении тестовых заданий для проверки учебного материала. Следовательно, перед всеми специалистами встает задача развивать собственную уникальность, гибкость, мультизнательность — если не хочешь …быть вытесненными работами. «Развивайся или умри!» – говорит нам новый мир. Так как же учиться и развиваться будущему специалисту, чтобы оставаться на плаву в выбранной профессии?

Новое образование: на стыке дисциплин и смыслов

Выход один – теперь специалисты должны быть суперпродуктивными и разносторонне компетентными, чтобы оставаться востребованными и успешно конкурировать с развитием искусственного интеллекта. В учебе и работе больше не будет места примитивизму. Или ты научишься использовать искусственный интеллект в своем труде для более высокой производительности, или… сами понимаете. Поэтому образование должно сосредоточиться на комплексных задачах, для решения которых студент должен владеть математикой, историей, физикой, химией. Также он должен активно взаимодействовать со своими одноклассниками или одногруппниками в университете и совместно с ними искать пути решения той или иной задачи. То есть мы должны двигаться не от темы, учебного плана или программы. А от проблемы, для решения которой нужна та или иная информация. И уже не столь важно, как именно ученик ее найдет: в учебнике, в Википедии или попросит чат GPT.

1+1=11. Сила командной работы. В свое время по командной работе достаточно популярен был термин «синергия». Простыми словами это общий эффект от взаимодействия людей, значительно превышающий сумму действий каждого отдельного участника процесса. Математически это можно представить как «1+1=11».
В обучении такой подход к совместному командному труду — самый результативный. Ведь в обществе специалисту для достижения успеха придется развивать, прежде всего, коммуникативные навыки взаимодействия и организаторской работы. Это именно то, чего при студенте не сможет сделать ни один чат-бот или искусственный интеллект.

Такой подход к обучению должен быть очень конкретным, с четким распределением обязанностей между студентами, а именно задача должна сосредотачиваться вокруг решения какой-либо конкретной проблемы. Например, мы даем студентам задачу составить стратегию развития какой-либо отрасли в Украине до 2040 года. Нужно выполнить презентацию этой стратегии и защитить свои наработки перед сверстниками. Для того чтобы эту стратегию составить, студентам нужно:

  • во-первых, работать командой;
  • во-вторых, разделить между собой тематики и каждому найти информацию о выбранной нише;
  • в-третьих, собрать это все воедино и привести в порядок — общую концепцию и стилистику, очередность подачи информации;
  • и в-четвертых, построить план, который будет на стыке истории, экономики и других дисциплин. И вместе презентовать и защитить свой проект.

Такой подход напоминает типичное распределение обязанностей в рабочем коллективе и готовит студентов к будущим вызовам и задачам, учит ставить границы и понимать, где заканчивается ответственность студента за конкретный аспект. Но в то же время уметь работать командой и погружаться в сферу ответственности других людей, находить плоскости в проекте, где эти сферы пересекаются для получения общего результата.

В таких задачах студентам точно не удастся использовать только чат GPT или другой бот. Они могут быть полезны, чтобы найти информацию для каждой конкретной части задачи. Но придется думать своими силами. И публичную защиту чат вместо учеников не сделает. Это и есть именно то, что должно быть заложено в сущности современного обучения.

Совершим революцию вместе? Такой подход позволяет коренным образом пересмотреть систему обучения в мире и внести в нее коррективы, диктуемые современной жизнью. Строить образование, построенное на практике, на решении проблем, требующих глобального комплексного мышления.

В нашей школе Unicorn School такой подход уже давно используется и составляет основу философии воспитания востребованных успешных учащихся нового поколения. Но государственная система, к сожалению, до сих пор этого не делает... Большинство школ и по сей день учат детей по старому формату, в результате чего дети и студенты часто оказываются не готовы к реальным вызовам своей будущей специальности и работе. Кажется, мы продолжаем готовить детей не завтра, а позавчера. Имеем ли на это право?

Только с учетом тенденций развития общества и технологий мы сделаем Украину в сфере образования страной, что станет примером для всего мира, показав, каким должно быть настоящее обучение в XXI веке, в цифровую эпоху.

 

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type