Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень представил годовой отчет о состоянии соблюдения Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственно» в 2022 году.
В условиях военного положения команда языкового омбудсмена продолжала выполнение задач, определенных Законом о языке. В частности, взят активный курс и на усиление региональной языковой политики, международное сотрудничество, обновление действующего законодательства в условиях военного положения. Инициированные пол тысячи волонтерских безвозмездных языковых курсов, разговорных клубов и дистанционных платформ, десятки местных программ содействия овладению украинским языком, информационно-разъяснительная кампания по важности общения на государственном языке и переходу на него, как и убедительные социологические данные, засвидетельствовали рекордные за годы Независимости изменения в отношении к языку, культуре и идентичности.
В результате полномасштабного вторжения россии украинская система образования предстала перед беспрецедентными в мировой истории вызовами. В настоящее время особое значение приобрели вопросы национально-патриотического воспитания, формирования национальной и гражданской идентичности молодого поколения, обеспечения надлежащего применения украинского языка в образовательном процессе, формирования украиноцентрической образовательной среды.
По данным Государственного комитета статистики Украины, по состоянию на начало 2022 года 1097107 дошкольников воспитывались на украинском языке, что составляет 98,7% от общего количества воспитанников дошкольных учебных заведений. Наименьший процент (88%) касается Закарпатской области, а в Винницкой, Волынской, Донецкой, Житомирской, Ивано-Франковской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Черкасской и Черниговской областях 100% детей воспитывались на государственном языке. Это самые высокие показатели за все предыдущие годы.
В 2022 году продолжилась тенденция стремительного увеличения доли учебных заведений и классов, где обучение происходит исключительно на государственном языке, и, соответственно, доли учеников, обучающихся исключительно на государственном языке. В то же время произошло кардинальное сокращение количества заведений, классов и учащихся, изучающих русский язык.
Результаты опроса участников образовательного процесса относительно языковой ситуации в заведениях общего среднего образования, проводившегося в июне 2022 года в рамках сотрудничества Уполномоченного и Государственной службы качества образования, показали, что 82% учителей используют исключительно украиноязычные учебные материалы во время учебного процесса. Процент учителей, говорящих на уроке и на перерывах исключительно на украинском языке, составляет лишь 73%, а во время перерыва говорят только на украинском языке только 63% учителей.
38-46% учеников разговаривают между собой исключительно на украинском языке на уроках и на перерывах, 17-19% пользуются "суржиком", а 11-17% – преимущественно на русском языке. Вне школы в кругу сверстников и друзей, а также дома общаются исключительно на украинском языке только 36-39%, преимущественно на украинском – 24-25%, общаются как на украинском, так и русском языках в равной степени 21%, а 15-17% учеников/учениц разговаривают с друзьями и дома преимущественно на русском языке.
Среди причин, осложняющих переход на общение на украинском языке, 31% учеников отметили привычку общаться на негосударственном языке; 20% – русскоязычная семейная среда, 14% – отсутствие благоприятной среды для использования украинского языка, а 13% детей указали на недостаточный уровень владения украинским языком. В то же время, 80% опрошенных родителей и 73% учеников заявили о желании улучшить свой уровень владения украинским языком. Для этого на базе школ, университетов, учреждений повышения квалификации силами педагогов и волонтеров организовано функционирование сотен локаций, где все желающие могут учить государственный язык.
Языковой омбудсмен отмечает, что после полномасштабного вторжения российских войск на территорию Украины заметно возросла активность и принципиальность соискателей высшего и профессионального высшего образования в отстаивании права на обучение на государственном языке. В то же время существует необходимость усиления институционального контроля за обеспечением выполнения требований законодательства по применению государственного языка в рамках образовательного процесса и при исполнении служебных обязанностей руководителями и педагогическими работниками учебных заведений.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом