За неделю школы будут принимать в своих стенах первоклашек. Как лучше начать работать с детьми и родителями?
Об этом узнавала "Новая украинская школа" у учительницы начальных классов первой категории СОШ №44 Каменской городского совета Ольги Букреевой.
Учебные программы трактуют адаптационный период не так, как это может быть. Уже с сентября ребенок "должен делать то и то", считать, писать, понимать и говорить. Так считает учительница.
"Вместе с тем было бы замечательно, если бы по крайней мере месяц происходила настоящая адаптация: знакомство, прогулки, совместные походы. Все - чтобы дети познакомились, успокоились и им было интересно. Надо понять, что все дети до 4 класса будут читать. Но и все будут с разным настроением ходить в школу", - объясняет Ольга.
С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ
"Практика показывает, что в начальных классах родители более заинтересованы в сотрудничестве. Затем они считают, что дети взрослые. И что старшие дети, тем меньше родители приходят на родительские собрания. Поэтому надо ловить момент".
В любом случае перед 1 сентября учительница советует организовать совместную встречу с родителями. Так, на первой встрече родители первоклашек Каменской школы имели бейджики с именами, чтобы к ним можно было обращаться по имени, стали в круг и познакомились ближе.
Затем учительница объединила их в 4 группы: первая рисовала идеального учителя и рассказывала о нем, вторая рассказывали об идеальной школе, третья - об идеальных родителей и четвертая - об идеальных учениках. Так родители поняли, что такое групповая работа, для этого нужны дополнительные материалы, как важно уметь выразить свое мнение, услышать других, не бояться говорить и не соглашаться с кем-то.
Дело в том, что в Каменской школе учатся около 1200 детей, и чтобы первоклассники выделялись среди других учеников и не боялись потеряться, их надо "обозначить". Если они будут носить одинаковую одежду, то в случае чего найдут друг друга.
"Да, мы с родителями закупили белые футболки. В августе дети с родителями приходили вечером в школу, и каждый на футболке рисовал свою ладонь, перерабатывая ее на какое-то животное или вещь. Далее дети подписывали свои имена на футболках. Это - идея моей коллеги, которая делала так на выпускной 4 класса.
Во время работы над дизайном футболок родители и дети общались между собой и со мной. Это объединяет. Впоследствии дети приходят на 1 сентября не к "какой-то учительнице", а к более или менее знакомому человеку, к которому, кроме всего, хорошо общаются их родители", - рассказывает Ольга.
Детям понравилась идея, и они целый сентябрь ходили в футболках, которые сами раскрасили. А учительница знала, что если белая футболка с ладошкой - это ребенок из ее класса. Это, в частности, помогло быстро запомнить имена 32 учеников.
Лайфхак: если вы приходите на замену и не знаете детей или еще не запомнили их имена, можно попросить учеников положить дневники, подписанные тетради сверху учебников на парте. Тогда вы будете видеть, кого как зовут.
"Я не могу обращаться к детям, не зная их имен. Мне было бы неприятно, если бы учитель сказал мне: "Эй, девушка в красной футболке" или "Позови своего соседа", - говорит учительница.
КАК НАЧАТЬ РАБОТАТЬ С ПЕРВОКЛАШКАМИ
"Помню, когда они зашли в класс впервые, то были очень тихие. Я сказала им: "Вы можете ходить классом, рассматривать и брать все, что вам нравится" и дала на это 15 минут. Надо дать детям время освоиться. Затем они делились, что их поразило в классе. Сейчас эти дети закончили 2 класс, но до сих пор помнят, кто что нашел в тот день и их поразило".
Посмотреть письмо можно здесь.
"Я хотела, чтобы дети познакомились. Выпускники и до сих пор приходят, общаются с новым набором, почти всех знают поименно. Я заметила, что им особенно интересно наблюдать, как учится ребенок с похожим именем. Например, Дарья с 6 класса приходит к Дарье со 2-го. Девочки приносят друг другу конфеты".
Впоследствии, на Новый год, дети делились фото, у кого какая елка. После каникул учительница напечатала их и развесила в классе. Говорит, детям еще на месяц хватило воспоминаний.
"Например, я объясняла, почему важно, чтобы дети ходили парами. У нас был случай, когда школу заминировали, и мы должны были быстро выйти. [Я не вспоминала при детях эту ситуацию, но] рассказала, что мне удобно, когда я вижу учеников, а они видят еще кого-то рядом.
Правила растут вместе с детьми. Как по мне, нельзя давать много правил сразу. Дети становятся взрослыми, и обсуждают новые правила сами. Например, в 3-4 классах говорят, что им некомфортно вместе переодеваться на физкультуру - лучше чтобы мальчики и девочки переодевались отдельно или по порядку", - уверена Ольга.
"Уважение должно быть не потому, что я в несколько раз старше детей, а просто потому, что мы - люди. И чтобы общаться, мы должны уважать друг друга. Если что-то не нравится, честно и вежливо скажи об этом".
"Также я избегаю слова" должен ". Зато говорю: "Было бы замечательно, если бы...". Это работает".
"Если не объяснить, почему я выбираю этого человека, кто-то из детей может подумать, что я больше его люблю. Далее ребенок, которого я выбираю, вызывает своего одноклассника и говорит, почему именно этого человека. В конце концов, круг замыкается. Хороший пример показать правило "один - за всех, и все - за одного".
"Я не могу быть всегда хорошей, любящей и положительной. Например, однажды мы планировали поехать в контактный зоопарк в конце мая. Но вышли во двор, дети не слышали меня, некрасиво себя вели. Я несколько раз объяснила им, что так быть не может. А потом сказала, что если они сейчас не остановятся, то я не смогу поехать с ними на экскурсию, потому что боюсь, что в зоопарке с ними что-то случится.
Они продолжили - и мы никуда не поехали. Я за них ответственна: если меня не слышат, надо дать им время, чтобы они успокоились и усвоили урок".
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО из УЧЕНИКОВ НЕ НРАВИТСЯ И ДЕТИ ОЧЕНЬ СКУЧАЮТ ПО РОДИТЕЛЯМ
"Я всегда себе повторяю, что все дети - разные. Так же кому-то из них будет легче с другими учителями, чем со мной. Но не бывает плохих детей. Бывают те, с кими легко, и те, с кем нужно больше времени, чтобы что-то обсудить или донести свое мнение.
У меня сейчас учится очень упрямый мальчик. Я себе говорю, что он в моей жизни появился для того, чтобы я тренировала навык уговоры и диалога. А еще один - очень медленный, словно ленивец из "Зоотрополиса". Но если я крикну на него, он не станет другим. Итак, мне надо тренировать в себе спокойствие и выдержку, умение не "заводиться" из-за мелочей", - говорит Ольга.
А бывает и такое, что ребенок ведет себя иначе и провоцирует антипатию учителя, потому что просто психологически не готов к школе. Поэтому Ольга объясняла родителям, что было бы хорошо, если бы они прислушались к учителям еще во время подготовки.
"Ведь каким бы учитель не был классным, когда ребенок будет сидеть в классе печальный и плакать, ему в любом случае будет некомфортно. Поэтому лучше подождать", - рассказывает Ольга.
Учительница говорит, что у нее были такие случаи, когда ребенок только и ждал, когда закончатся уроки и придут родители. Он даже загорался, когда видел маму. Но у учительницы с родителями была договоренность, что она не звонит в таких случаях, чтобы ребенок учился быть без них, успокаиваться. Также просила родителей делать дома все, что учительница рассказывает в классе.
Бывает и наоборот - когда родители не готовы к тому, что ребенок пойдет в школу.
"С одной мамой была серьезная беседа. Она хотела постоянно быть рядом (еще и работала в школе). Она следила, как я общаюсь с ребенком, что он делает, чтобы я его не потеряла. Я честно сказала ей, что я вижу ее волнение, но не могу с собой ничего сделать и рассматриваю для ее поведение как недоверие к себе. Так, учителя и родители должны быть честными и доверять друг другу.
Знаете, я тут подумала, что учитель не работает, а проживает жизнь вместе с учениками... ", - завершает Ольга Букреева.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом