Меньше месяца осталось до праздника Первого сентября. Поэтому эксперты решили развенчать самые распространенные мифы о школе.
Об этом пишет Роман Бондаренко для издания "Зеркало недели".
Миф 1. Школа - второй дом. Учительница - вторая мама
Кто и когда придумал эти сентенции, неизвестно, но почему-то взрослые в это упорно верят. И, что хуже всего, пытаются убедить в этом детей.
С таким же успехом взрослым можно считать вторым домом работу, а руководителя - вторым родителем.
Тогда все логично с вкладами / поборами. Если школа - второй дом, его надо ремонтировать собственными силами. Обеспечивать всем необходимым: мебелью, шторами, коврами. И пусть местная власть не занимается потребностями образования - для этого есть родительские кошельки.
Если учительница - вторая мама, ее нужно слушаться и со всем соглашаться. Терпеть оскорбления, унижения и главное - уважать. Иначе выгонит с другого дома.
Очевидно, в списке домов и мам садик с воспитательницей должны идти по порядку первым номером. А родные мама и дом - номер «ноль» или без номера, вне конкурса, потому что они - родные.
Миф 2. Денег нет. На образование ничего не выделяют, надо помогать
Ситуация с миллиардными остатками образовательной субвенции повторяется снова и снова. Средства из государственного бюджета перечисляют в регионы, а в конце года миллиарды гривен остаются неиспользованными. Как говорится, научились жить без денег, теперь нужно учиться жить с деньгами. С другой стороны, сэкономили на учебных заведениях - на детях, получайте премии под елку. Хотя за неиспользование средств следует ввести штрафы, а не премии.
В продолжение мифа о безденежьи - если выделять больше средств на образование, то из родителей будут собирать меньше.
На самом деле - нет. Согласно опросу родителей, в годы, когда расходы на образование из государственного бюджета (образовательные субвенции) и из местного бюджета увеличивались, суммы поборов совсем не уменьшались, иногда даже росли. Появляются новые статьи расходов, например, связанные с карантином: маски, антисептики. Хотя все это также финансируется и из государственного, и из местного бюджетов. Но эти бюджеты где-то далеко, а родители - вот они, рядом. С безграничной любовью к своим детям и с кошельками начеку.
Чтобы преодолеть поборы, нужно, чтобы конкретные статьи расходов было полностью закрыто бюджетными средствами. Например, нужно 100 тыс. грн на закупку моющих средств - выделили 100 тыс., закупили и сообщили публично, что моющие средства закуплено в полном объеме, чтобы не было злоупотреблений со сбором средств. Вообще нужно размещать на веб-сайте школы смету и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств.
Вдохновляет пример Днепра, где все школы полностью обеспечены питьевой водой за счет местного бюджета. Теперь родителям не надо сдавать деньги на воду, потому что это четко указано на сайте местного департамента образования - все школы обеспечены питьевой водой.
Миф 3. Коммунальная (частная) школа
У многих родителей складывается ошибочное впечатление, что их дети ходят не в коммунальную, а в какую-то частную или получастную школу, за которую постоянно нужно доплачивать: то в «фонд класса», то в «фонд школы», то в какой-то благотворительный фонд или общественную организацию «при школе». А на самом деле школа - коммунальная. И у многих родителей возникает вопрос: «Если школа является коммунальной, за образование в ней уже оплачено налогами, зачем платить снова?»
«Не нравится - идите в частную», - отвечают родителям.
Если ваш ребенок идет в школу, то с вероятностью 98% это будет школа коммунальная. Полное общее среднее образование в ней является бесплатным, без взносов в мифических фондов.
Частных школ в Украине - до двух процентов от общего количества всех школ, и это примерно 250 заведений. Коммунальных (то есть, принадлежащих общине) - почти 15000, государственных - только 10. Если учесть, что в Украине около четырех миллионов учеников, а в частных школах их 35 000, становится очевидным, что в частных школах не поместится даже 5% школьников. Потому что дело не только в материальных достатке родителей, но и в невозможности обеспечить всем желающим место в частной школе.
Поэтому вместо того, чтобы рекомендовать частные школы недовольным качеством образования или финансированием в коммунальной школе, стоит улучшать именно коммунальные учебные заведения.
Существование частных школ вообще не означает, что коммунальные априори должны быть хуже.
В частных школах другая беда - нехватка специалистов. Есть вакансии с конкурентной заработной платой, а кандидатов нет. Найти профессионального специалиста сложно.
Миф 4. Вот если бы у учителей была большая заработная плата...
При таких условиях пришлось бы доплачивать, чтобы учителя лучше учили, или чтобы лучше относились к детям. Но дело в том, что от увеличения заработной платы профессионалами не становятся, знания и умения вместе с гривной не приходят. Так же, как и любовь или уважение к детям. Если учителю с 1 сентября мешают дети в школе, то ни за какие деньги уважение человеческого достоинства ребенка не появится.
Стоит заметить, что у многих родителей заработная плата не более чем у учителей, но об этом почему-то забывают.
Следует отдать должное тем учителям, которые стали наставниками по зову сердца, а не кошелька или по стечению обстоятельств. Хотя без достойной материального вознаграждения и оставляют профессию.
Миф 5. Дети должны убирать в школе
Их нужно приучать к труду, чтобы ценили чужой труд, не сорили. Мы убирали, поэтому пусть и они убирают, считают многие родителей и учителей.
Эксперимент с приучения к труду в украинском образовании длился несколько лет. Каковы его последствия? Посмотрите вокруг... Учитывая количество мусора на улицах, вдоль дорог, на природе после пикников, приучение к труду не слишком помогло тем взрослым, которые разбрасывают остатки собственной жизнедеятельности. Видимо, не до того и не так приучали.
Почему дети должны безвозмездно выполнять работу уборщиков служебных помещений?
Почему детей нужно приучать к труду именно в учебном заведении? У детей дома есть свой фронт работ. Причем в сельской местности детский объем работ часто больше домашний фронт работ взрослых в городе.
Почему детей нужно приучать к труду именно уборщика, а не журналиста, переводчика, менеджера и т.д.?
«Привлечение соискателей образования при образовательного процесса к выполнению работ или к участию в мероприятиях, не связанных с реализацией образовательной программы, запрещается, кроме случаев, предусмотренных решением Кабинета министров Украины», - часть 5 статьи 53 Закона Украины «Об образовании». Закон запрещает, а миф «обязывает». За нарушение закона предусмотрено реальную ответственность за нарушение мифа, соответственно, - мифическую.
Миф 6. Учителя беззащитны
Часто читаем жалобы в комментариях: «Все равно учитель сейчас не защищен ни руководством, ни профкомом, ни законом, даже собственными же коллегами».
Или еще хуже: «Сейчас такие требования, даже пощечину ребенку нельзя дать».
Очевидно, беззащитность заключается в том, что учитель не может ответить матом на мат родителей или детей. Хотя вместо того, чтобы опускаться до уровня оппонента, стоит показывать достойный пример, как находить выход из сложных, даже неприятных ситуаций.
Нормативка никаких дискриминационных ограничений по профессии учителя не устанавливает. И Конституция Украины, и Гражданский кодекс Украины определяют равенство всех перед законом и право каждого человека на защиту от нарушения права.
Статья 54 Закона Украины «Об образовании» предусматривает, что педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, а также право на защиту во время образовательного процесса от любых форм насилия и эксплуатации, в частности буллинг (травля), дискриминации по любой признаку, от пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью.
То есть право на защиту у учителей есть, было бы желание и смелость этим правом воспользоваться.
Еще из мифов о беззащитности - закон о противодействии буллинга не защищает учителей.
Судебная практика по делам об административных правонарушениях раз подтверждает, что защищает. На родителей налагают штрафы, если дети совершают буллинг касаемо учителя.
Сейчас обязательным признаком буллинга участника образовательного процесса является участие в буллинге малолетнего или несовершеннолетнего лица в статусе жертвы или агрессора.
Отношения между взрослыми (учителями между собой или с родителями) урегулировано другими нормативными актами. Если права взрослого нарушает другой взрослый в школе или за ее пределами (на улице, в магазине), то следует обращаться с положениями Гражданского, Уголовного или Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Хочется опровергнуть этот миф о беззащитности учителя словам учительницы Натальи Павлюк:
«Придите хозяином, победителем, другом, коллегой - сломайте свои стереотипы - испугайтесь собственной смелости и свободы и удивите других!!!!»
Миф 7. Школьная форма дисциплинирует
Подобно тому, как дисциплинируют наручники на руки и ноги. Сдерживают движения, не дают возможности свободно двигаться. Ни ходить нормально, ни бегать. Так, детям нужно бегать, в школе тоже. А взрослые должны волноваться не тогда, когда дети бегают, а как раз наоборот, когда они не двигаются активно. Потому что это уже вопрос здоровья: психического или физического.
Из комментариев защитников школьной формы можно сделать вывод, что одной из функций школьной формы является уменьшение активности мозга: «Не надо думать, что надеть, где купить». Наконец. Эволюция человека разумного достигла своего пика - люди не хотят думать. Всю историю человечество стремилось к прогрессу, невозможного без умственной деятельности, а в нашей истории со школьной форме - хорошо, что «не надо думать...». Стоит еще надеть шапочку из фольги, чтобы лишние мысли в голову не лезли.
Мифическая дисциплина от школьной формы - такая же, как и единообразие всех в школьной форме, ибо последняя якобы нивелирует социальное неравенство. Сторонники формы путают единообразие и равенство. Единообразие - это, проще говоря, одинаковые шоры. А равенство - как раз о равном праве выбора: джинсы или брюки, реглан или пиджак, без ограничений в цвете и фасоне.
Равенство - это равное право доступа к образованию, независимо от формы одежды.
Социальное неравенство есть и будет во всех странах. Нельзя сделать всех одинаково богатыми, бедными - возможно, вспомните наше «замечательное» советское прошлое, где все были одинаково бедными.
Одинаковой формой социальное неравенство отнюдь не одолеть. Есть еще обувь, портфели / рюкзаки, гаджеты, автомобили, на которых детей привозят в школу, место, где дети проводят каникулы, место работы родителей - все это разное. Есть и будет.
Прежде всего все дети разные, и очень хотелось бы, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность и способность к мышлению. Особенно к критическому мышлению.
Миф 8. Авторитет учителя упал. Никто не уважает учителей
Действительно, не уважают непрофессионалов, хамов, непорядочных людей. И это касается не только учителей.
Времена, когда в селе или городке было всего двое письменных людей - поп и учитель, в далеком прошлом. Стоит уже смириться с тем, что учитель - не единственный источник знаний. И попробовать заработать авторитет благодаря другим добродетелям. К сожалению, новую роль - наставника, который помогает усвоить знания, научить учиться - некоторые учителя овладевать не спешат, цепляясь за статус «единого письменного».
Авторитет учителя «падает» в первую очередь «благодаря» самым учителям. Хотя некоторых случайных людей в школе и учителями негоже называть. Противоправное поведение таких «педагогов» мгновенно становится публичной благодаря видео, снятым учениками или родителями. Доказательства - выговор или увольнение - авторитет падает. Кто виноват?
Есть и другая категория «молчунов», которые знают, слышат, видят издевательства над детьми, но молчат. Почему молчат? Потому что им безразлично? Не хотят ссориться с коллегами? Не хотят выносить сор из избы? Ни один из этих аргументов не является оправданием. Ни один из этих аргументов не заставит уважать «молчунов». Потому что для них дети имеют меньшее значение, чем их собственный комфорт. Учитель, который прекращает, сообщает или фиксирует нарушения прав ребенка другим учителем - редкий вид, достойный Красной книги.
Именно те, кто любит и уважает детей, получают взамен любовь и уважение детей и родителей, ежегодно растет, потому благодарных учеников становится все больше. Авторитет у настоящих профессионалов почему-то не падает, а наоборот - растет. И хотя уважения они не требуют, но нет.
Миф 9. Нас унижали и ничего - выросли нормальными людьми
Такая «нормальность» впечатляет. Вместо того, чтобы прекратить жестокое обращение или буллинг, от которых страдают дети, часть взрослых оправдывает издевательства:
«Учительница не имела права давать ребенку подзатыльники, но...»
«Учитель не должен был насильно вытаскивать девушку из класса, но...»
«Педагог, конечно, прав, но...»
Никаких «но». Установлено абсолютный запрет!
«Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию», - статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Запрещение пыток). «Никто не должен подвергаться...»
Это абсолютное право, никем, никогда, ни при каких условиях не может быть ограничено, сужено, опровергнуто. Абсолютное - без исключений.
Это означает, что никто, никогда, ни при каких условиях не имеет права бить детей: ни отец, ни мать, ни учитель, ни директор. Никто. Что бы ребенок не вытворил. Такому поведению, особенно учителей (высшее педагогическое образование, в конце концов), нет никакого оправдания. Для многих это, возможно, открытие, но - ДЕТЕЙ БИТЬ НЕЛЬЗЯ!
Миф 10. Дети сейчас не такие
Обычно так говорят, когда не могут найти общий язык с детьми или поощрить их к обучению. А для этого, кроме педагогического образования, нужно иметь еще и талант.
Гораздо легче обвинить детей в «нетаковости».
Хотя дети способности имеют и учатся, когда интересно. Но школа, где работают «профессионалы с -тилетним стажем, с большой буквы», не в состоянии найти подход к детям, заинтересовать, проще вытолкать их на обочину. Возможно, кое-где пригодятся.
Было бы странно, если бы врачи жаловались, что пациенты сейчас не такие. Но простите, других не завезли. Поэтому надо учить (лечить) тех, которые есть сейчас. Потому что общество наняло вас на работу именно для этих детей. Других не будет. Учитель должен уметь учить именно этих детей.
Откуда же берутся не так дети? Бесспорно, виноваты аисты и капуста.
На самом деле стоит порадоваться, что дети - «не такие», потому что именно «не такие» способны изменить этот мир к лучшему. Если вы уверены, что мир уже не изменить, это означает лишь то, что не вы его будете менять.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом